Рынок не может позволить себе нерациональное использование вагона

Сегодня наиболее актуальной задачей для всех участников рынка грузовых железнодорожных перевозок является рациональное использование подвижного состава. «Самое важное в этом бизнесе — не наличие вагона, а умение им эффективно управлять», — отмечает директор Иркутского филиала Первой грузовой компании (ПГК) Валерий Яхимович. Именно этот тезис стал ключевым на ежегодной встрече представителей оператора с партнерами. Круглый стол, посвященный повышению производительности вагонных активов, состоялся в конце октября в Иркутске.

Важность сферы железнодорожных перевозок отмечают представители региональной власти. «Взаимодействие всех участников рынка транспортных услуг — операторов подвижного состава, грузоотправителей, представителей железной дороги и государственных структур — это важнейшее условие эффективного развития, — подчеркнула Ольга Золоторева, начальник отдела железнодорожного транспорта управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта и связи министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. — Организованное ПГК мероприятие является уникальной площадкой, где формируются единые подходы к работе на таком непростом рынке, как железнодорожные перевозки. Сегодня перед его участниками стоит целый комплекс задач и вопросов. Меняется уровень объема промышленного производства, требуется обновление подвижного состава, снижается спрос на перевозку грузов по железной дороге, так как есть альтернатива — автомобильный транспорт. Противостоять этим вызовам можно только совместными усилиями, наладив конструктивный диалог всех вовлеченных в процессы сторон».

В свою очередь директор филиала ПГК Валерий Яхимович, открывая встречу, объяснил актуальность обсуждаемой темы: «Вагон из категории профицита перешел в дефицит. И от нашего взаимодействия зависит обеспечение подвижным составом всех грузоотправителей».

Дефицит диктует условия

Операторы подвижного состава еще два года назад предупреждали всех участников рынка, что введение запрета на продление срока службы грузовых вагонов повлечет дефицит парка. Сегодня грузовладельцы ощутили его на себе. Они испытывают дискомфорт из-за нехватки вагонов и высокого уровня ставок. Действительно, наблюдается некоторое переключение грузовой базы с железнодорожного транспорта на автомобильный, в частности долю своего объема перевозок уступили крытые вагоны.

Результаты и стратегия
Валерий Яхимович, директор Иркутского филиала АО «ПГК»

Иркутский филиал ПГК предоставляет полный спектр транспортно-логистических услуг в четырех субъектах страны: Иркутской и Амурской областях, Республике Бурятии, Забайкальском крае. Несмотря на вызовы рынка, мы прочно удерживаем долю погрузки на полигонах двух железных дорог — Восточно-Сибирской и Забайкальской — на уровне 14%. За 9 месяцев этого года объемы перевозок в цистернах выросли на 4%, крытых вагонах — на 27%, платформах — на 31%. Поскольку грузоперевозки принято считать «индикатором экономики», можно сделать вывод о росте деловой активности региона. Уверен, что у нас есть все предпосылки и для дальнейшего роста объемов перевозок. Филиал планирует завершить год с положительной динамикой — на уровне 1-2%. Эта цель вполне достижима, ведь мы работаем в развитом промышленном регионе, где есть все резервы для роста. Наш ориентир — создание привлекательной среды для бизнес-партнеров.

По мнению руководителей ПГК, преодолеть ситуацию можно двумя способами. Первый из них — приобретение новых вагонов, но он достаточно затратный, особенно с учетом 10-летнего срока окупаемости нового парка.

В целях компенсации выбывших выгонов в первой половине 2017 года ПГК приобрела 7 тыс. полувагонов с повышенной грузоподъемностью 75 тонн и увеличенным сроком службы (до 32 лет), а также 200 крытых большекубовых вагонов. Кроме того, для стопроцентного обеспечения заявок грузоотправителей оператор дополнительно привлекает в аренду парк других собственников.

Однако существует еще один путь преодоления дефицита вагонов. Он не требует настолько колоссальных инвестиционных усилий и касается повышения интенсивности использования уже имеющегося парка. «Если на 1-2 суток сократить оборот вагона, на сети высвободится до 100 тысяч вагонов», — отмечают в ПГК.

Можно двигаться быстрее

С учетом приоритетного пути развития рынка грузовых железнодорожных перевозок главная задача сейчас — повысить производительность подвижного состава. И Иркутскому филиалу Первой грузовой компании это удается. Так, в 2017 году оборот вагонов, находящихся в оперировании ПГК на полигоне Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог, был сокращен на 0,7 суток к уровню 2016 года. Это позволило филиалу высвободить 6,3 тыс. вагонов для полезной работы.

«В производственном цикле каждого рода подвижного состава есть значительные резервы», — заявил Валерий Яхимович. Он подробно остановился на проблеме простоя вагонов под грузовыми операциями: «По всем родам подвижного состава наблюдается положительная динамика к прошлому году. Однако если опираться на нормативы, то по крытым вагонам, платформам и цементовозам норматив среднего простоя вагонов под погрузкой не выполняется. Понимаем, что есть объективные причины и возникают трудности в процессе перевозок, но наша совместная задача как раз заключается в том, чтобы работать над улучшением технологий с целью увеличения скорости перевозок. Вагон должен работать и приносить прибыль!»

Резюмируя доклад, руководитель филиала предложил всем участникам круглого стола взять на себя совместное обязательство — в 2018 году снизить средний показатель оборота вагона минимум на сутки.

Штрафы — не выход

Темы взаимодействия с партнерами коснулся и присутствовавший на встрече в Иркутске начальник департамента перевозок промышленных грузов и ТНП ПГК Максим Тюрин. Когда речь зашла о штрафных санкциях, представитель ПГК отметил: «Штрафы за сверхнормативные простои на подъездных путях — не выход. В компании работает система мотивации тех грузоотправителей, кто сокращает простои. Например, мы готовы снижать для них ставку. Нам важно наладить технологию, выстроить отношения так, чтобы вагон двигался».

Также Максим Тюрин уделил внимание вопросам модернизации универсальных платформ и реновации крытых вагонов. Например, в целях повышения сохранности перевозимых грузов в крытых вагонах в компании проводят герметизацию крыш заливкой жидкой резиной. Через программу герметизации уже прошло 200 вагонов ПГК, из них 57 вагонов — через вагоноремонтное предприятие Черемхово, расположенное в Иркутской области. Модернизируют и платформы — например, в 2017 году 120 универсальных платформ оснастили оборудованием для перевозки лесных грузов, 38 из которых постоянно задействованы в регионе ответственности Иркутского филиала.

В финале мероприятия речь зашла еще об одном немаловажном моменте — эффективность перевозок напрямую связана с совершенствованием технологий управления процессом и обеспечением современной ИТ-инфраструктуры.

Технология — путь к эффективности

Участникам круглого стола были представлены два новых сервиса ПГК. Первая разработка — «Личный кабинет клиента», которая дает возможность в онлайн-режиме отследить текущее местоположение вагона по заданным грузоотправителем параметрам, получить онлайн консультацию менеджера компании. Личный кабинет также содержит аналитическую информацию по использованию подвижного состава.

Второй новый сервис — электронный документооборот. «Использование передовых ИТ-решений позволяет ускорить многие процессы, значительно сокращается обмен бумажными документами и расходы наших партнеров, — говорят представители ПГК. — Компания сегодня активно меняется. Мы нацелены на то, чтобы в будущем сохранить лидерство, предоставляя новые качественные услуги и сервисы, востребованные рынком».

Ольга Брайт