Рынок корпоративного ПО ждет оживления

Рынок корпоративного программного обеспечения в России ждут большие перемены. Дело в том, что международные санкции в отношении России дают очень большой шанс для развития бизнеса отечественных разработчиков, как и значительный рост спроса на их услуги. Однако стоит отметить, что сегодняшним основным потребителям корпоративного ПО — госструктурам, крупному и среднему бизнесу придется делать очень тщательный выбор среди компаний, готовых разрабатывать и внедрять индивидуальные решения. Эксперты отмечают: в выигрыше останутся разработчики, сумевшие накопить серьезный опыт и солидную репутацию.

По мнению аналитиков, дальнейшая эволюция систем электронного документооборота будет стремиться к их упрощению.

В этом году компаниям Microsoft, Oracle, Symantec, HP, Autodesk и другим, чьи штаб—квартиры расположены в США, законодательно запрещено поставлять свои продукты определенным заказчикам из России. Речь идет о весьма крупных корпорациях, чьи затраты на внедрение различных программных продуктов исчисляются внушительными суммами. Конечно, такие клиенты без нужных им предложений долго не останутся. В России на сегодня работает достаточное количество отечественных компаний, успешно разрабатывающих и внедряющих корпоративное ПО, в том числе для крупнейших представителей нефтегазового, энергетического сектора, а также органов власти. Учитывая федеральную инициативу по импортозамещению в сфере разработки программного обеспечения, можно предположить, что российские IT—компании получили серьезный шанс на укрепление своих позиций.

Ряд из них уже сейчас занимают лидирующие позиции в отдельных сегментах рынка корпоративного ПО. Речь идет о компаниях, специализирующихся на разработке и внедрении систем электронного документооборота.

«Уже не только крупный бизнес, осознавший необходимость в подобном ПО еще несколько лет назад, но и компании среднего уровня понимают — это инструмент конкурентной борьбы. Компании сталкиваются с ростом объемов информации, обрабатывать которые в традиционном виде становится все сложнее и рискованнее. Такой инструмент, как электронный документооборот, помогает избавиться от организационных издержек, экономит рабочее время специалистов, повышает прозрачность процессов, влияет на рост исполнительской дисциплины, — перечисляет директор компании «Байкалсистем—групп» Анатолий Моисеев. — В бумажном виде различные согласования, служебные записки занимают до 30—40% от общего документооборота в крупных компаниях и органах власти. Представляете, какая получается экономия, если эти процессы перевести в электронный вид».

Разумеется, на стадии, когда какая—либо компания осознала необходимость в автоматизации бизнес—процессов, становится актуальным вопрос выбора поставщика услуг. «Как таковой выбор на сегодняшний день существует между поставщиками так называемых «коробочных» решений или индивидуальных решений. Первый вариант довольно распространен, неплохо себя зарекомендовал и действительно помогает решать большинство вопросов в ряде бизнес—сегментов, — говорит Анатолий Моисеев. — Однако это программное обеспечение не обладает гибкостью. В процессе эксплуатации таких систем клиент начинает испытывать потребность в дополнительных сервисах. К примеру, это интеграция документооборота, корпоративной почты или чата на некой мобильной платформе, чтобы не быть привязанным к офису. Поэтому для крупных структур зачастую логичнее обращаться к поставщикам индивидуальных решений».

Впоследствии развилось и еще одно направление «Байкалсистем—групп», связанное с потребностями его клиентов — интеграционные и инженерные услуги. «Сейчас мало кого интересует просто система документооборота, важно и то, как она будет встроена в существующую инфраструктуру. И тут возникает большой пласт вопросов: какие нужны сервера, какая операционная система, сетевая инфраструктура, нагрузки на каналы и так далее, — поясняет Анатолий Моисеев. — Это очень важно для крупных заказчиков — у них подразделения разбросаны по стране или отдельно взятому региону, и им нужно понять, как в них будет работать единая система документооборота».

По словам Анатолия Моисеева, на сегодняшний день компания «Байкалсистем—групп» готова работать с клиентами на всех этапах сотрудничества: начиная от переговоров, выявляющих потребности, разработки продукта под желания и особенности заказчика, заканчивая поэтапным тестированием внедряемого продукта, введением его в эксплуатацию, обучением пользователей и осуществлением дальнейшей консультационной поддержки.

Качественный рост позволил компании «Байкалсистем—групп» изменить и масштабы деятельности, сформировать уникальную команду. «Наш основной кадровый ресурс — это Java—программисты, аналитики и специалисты по внедрению. Специалисты такого высокого уровня, занимающиеся подобными разработками, — редкость не только для Сибири, но и для России, — говорит руководитель компании. — Еще одно наше конкурентное преимущество — сравнительно низкая цена предлагаемых решений. Все эти преимущества позволяют нам эффективно взаимодействовать с крупнейшими российскими интеграторами платформы Documentum — компаниями «Крок», «Росконсалтинг» и другими, получать через них выход на клиентов в нефтегазовой, энергетической и других отраслях. «Один из наших проектов успешно развивается в крупной нефтяной компании. Ее головной офис уже давно пользуется нашей разработкой — системой электронного документооборота, мы получаем хорошие отзывы, сейчас приступили к тиражированию системы для всех структурных предприятий, входящих в эту компанию», — отмечает Анатолий Моисеев.

Помимо работы на платформе EMC Documentum, специалисты «Байкалсистем—групп» разработали и собственную платформу RUmentum. Она имеет аналогичную функциональность при меньшей стоимости для заказчика. Кроме того, ведется постоянный процесс усовершенствования существующих систем.

«К примеру, сейчас большой перспективностью обладает наша новая разработка системы документооборота в виде мобильного клиента для планшетных компьютеров. Руководители каждой большой компании имеют потребность в мобильности, чтобы находиться вне рабочего места, но при этом иметь доступ к системе документооборота. Исходя из таких запросов, мы разработали мобильный клиент для планшетов, он уже внедрен нами на ряде предприятий, — рассказывает Анатолий Моисеев. — Разработка была высоко оценена клиентами не только за счет того, что руководители теперь могут работать с документами в любое время и в удобном месте. Положительные отзывы мы получили и на упрощенный характер интерфейса системы, с помощью которого повышается удобство ее использования. За счет этого же, кстати, в работу с электронным документооборотом охотнее вовлекаются руководители, которые ранее не испытывали желания работать с компьютерной техникой, предпочитая бумажные документы электронным. Это большой плюс, ведь если на предприятии установлена даже самая эффективная система документооборота, но с ней работают только исполнители, то ее ценность сводится к нулю».

Кстати, по словам Анатолия Моисеева, дальнейшая эволюция систем электронного документооборота будет стремиться именно к их упрощению.

«Люди, поработав с системой электронного документооборота, начинают понимать, что в некоторых случаях ее функциональность становится избыточной, излишне формализованной. Это, к примеру, касается функции контроля исполнения документов. При ней все руководители не только получают отчеты о всех своих выданных поручениях, но и обязаны просмотреть их. С одной стороны, это правильно, с другой — объем работы прибавляется, нагрузка на управленцев возрастает, — рассуждает Анатолий Моисеев. — Это порождает потребность в пересмотре процессов, изменении функционала системы электронного документооборота. В западных странах уже давно пришли к тому, что руководитель следит только за результатом поручения, а не процессом его исполнения».

Еще одна перспективная разработка — распределенная архитектура, при которой система документооборота в крупной компании не завязана на один единственный сервер, а опирается на несколько локальных серверов в различных подразделениях компании. При этом взаимодействие между ними осуществляется по схеме, по которой примерно работают торрент—трекеры. Это позволяет избежать различных рисков, особенно если география компании обширна, и вышедший из строя сервер в головной компании может обвалить работу в филиалах по всей стране.

«Что же касается дальнейшего распространения систем электронного документооборота, то они будут все чаще внедряться не только на крупных предприятиях. К нам уже обращаются представители среднего бизнеса, в основном из сферы сервиса и услуг, — отмечает Анатолий Моисеев. — В целом, несмотря на очередные кризисные явления в экономике, считаю, что отрасль IT и ее участники будут чувствовать себя неплохо. Этому будет способствовать государственная политика по импортозамещению и то, что многие компании по итогам прошлого кризиса поняли, что сокращать затраты на ПО не стоит, так как это реальный инструмент экономии. Конечно, возрастет конкуренция между разработчиками, однако позиции компаний, уже зарекомендовавших себя, будут весьма устойчивыми».