Рынок кабельной продукции: определить правила игры!

Рынок кабеля наводнен продукцией, которая не соответствует стандартам качества: около 60% всех товаров являются контрафактными. Не допустить их использование в массовом порядке возможно только изменив правила госзакупок и подход контролирующих органов, уверены эксперты.

В Иркутской области в настоящее время работает около 20 компаний, специализирующихся на реализации кабельной продукции. Около половины из них — крупные игроки, остальные компании можно отнести к участникам «2-го эшелона». Большая часть представителей этого рынка сотрудничает с крупными заводами-производителями: как местными, территориально близко расположенными к нашему региону, так и с заводами, которые ведут свою деятельность по ту сторону Уральских гор. На территории Сибири и Дальнего Востока к крупным производителям можно отнести родное ОАО «Иркутсккабель», два томских закрытых акционерных общества «Сибкабель» и «Томсккабель», и еще одно предприятие из Хабаровска — ОАО «Амурский кабельный завод». Все они отличаются серьезными объемами производства и историей, которая насчитывает несколько десятилетий. Есть и менее серьезные представители отрасли: немногим более десятка производств, которые, однако, нельзя не брать в расчет при оценке поставщиков продукции. Кроме территориально приближенных, местные компании активно сотрудничают и с компаниями из европейской части России. При этом разговоры о том, что «москвичи» приходят «отбирать хлеб у сибиряков» в этом случае не уместны: производители работают при равных условиях. У сибирских и дальневосточных компаний в отношении работы на рынке Восточной Сибири есть явные преимущества — сведенная к минимуму транспортная составляющая. Однако, так как цены на продукцию зависят от стоимости металла на мировых биржах, очень сильно влияет оперативность и объемы закупок сырья — ведь это в свою очередь влияет на себестоимость и отпускную цену продукта в конкретный момент. Когда цены сильно скачут, может сложиться, что привезти товар в Иркутск, например, из Перми будет рентабельнее, чем тот же товар доставить из Шелехова.

В погоне за наиболее выгодной ценой компании-трейдеры стараются не забывать о качестве. А с этим, уверена начальник отдела корпоративных продаж компании АДМ Маргарита Кальнинг, сегодня ситуация обстоит не радужно: по разным оценкам, около 60% продукции на этом рынке не соответствует должному качеству. В частности, поясняет эксперт, некоторые заводы-производители грешат тем, что занижают сечение жилы кабеля, которое напрямую влияет на его перегрев. Таким образом, недобросовестные производители стараются уменьшить себестоимость продукции и увеличить собственную прибыль. Важна и толщина изоляции (если она недостаточна, то кабель не будет выдерживать напряжения), и форма кабеля: традиционно он должен быть круглым в сечении, а не эллипсоидным, чтобы правильно определить диаметр, добавляет Александр Ковалев, технический специалист компании АДМ. Отступление от этих прописных правил приводит к плачевным результатам: более быстрый износ сетей, проблемы с проводкой и многое другое. Кстати, размытая фраза, которую любят повторять эмчеэсовцы в пресс-релизах по факту пожаров насчет «неисправности проводки» может скрывать в себе именно проблемы с кабелем на начальном этапе работы, уверен специалист.

«Контрафактный кабель отличается от качественного тем, что он, например, может не маркироваться, а иметь поддельный сертификат или бирку завода, которого на самом деле не существует. Бирку можно взять с хорошего продукта и перевесить на плохой», — поясняет Маргарита Кальнинг. «Нельзя называть конкретных производителей, товарам которых можно доверять: иногда недобросовестные компании ставят на свою продукцию чужие маркировки или известные заводы выпускают продукцию под именем никому неизвестных дочерних компаний. О товаре расскажет только внешний вид», — уверена эксперт.

Опытный человек знает толк в предмете покупки и на взгляд отличит качественную кабельную продукцию от некачественной, не взирая ни на стоимость, ни на бирки. Покупатель, впервые столкнувшийся с выбором такого специфичного товара, с ходу в этом вопросе не разберется. То есть основные риски ложатся именно на «разовых» клиентов. К сожалению, речь не всегда идет о частных лицах, которым несколько десятков метров кабеля понадобилось для личных нужд. Часто неопытными закупщиками выступают покупатели кабеля для школ, больниц, детских садов — в общем, тех учреждений, где любые проблемы с проводкой могут обойтись очень дорого. Да и опытные специалисты могут пойти на покупку заведомо некачественного товара, если они поставлены в жесткие финансовые рамки — например, выиграли тендер с изначально заниженной стоимостью работ. К сожалению, тут проблема лежит глубже: система государственных закупок сегодня предполагает приобретение товара за минимальную цену. На качество при этом никто не смотрит. «Для решения этой проблемы в тендерной документации необходимо четко прописывать все характеристики кабельной продукции, тогда у участников аукционов не будет возможности покупать что-то другое, более дешевое», — подытоживает госпожа Кальнинг.

На рынке сегодня предложен разнообразный ассортимент продукции: наиболее востребованный в настоящее время кабель ВВГ (медный силовой гибкий кабель с виниловой оболочкой и изоляцией) 3*1,5 мм представлен в самых разнообразных вариантах: толщина изоляции варьируется от 0,8 до 1 мм, диаметр проволоки — от 1,11 мм и выше. При этом у продукции, выполненной по ГОСТУ, «разбег» сечения составляет от 1,31 до 1,34 мм, у товаров с маркировкой ТУ — от 1,22 до 1,26 мм. Выбор огромен, вариантов для экономии либо для несведущих, либо для недобросовестных — тоже. Именно поэтому задавать в заявке необходимо все параметры товара.

«Случаев, когда условия тендеров трактуются вольно, много. Недавно была ситуация: проведен тендер на установку уличных фонарей. Была указана марка светильника, но не указана его комплектация. Планировалось, что светильник будет светодиодным. А завод изготовил товар с той же маркировкой, с таким же названием, но с обычной лампочкой. В среднем такой светильник примерно в 10 раз дешевле, чем светодиодный. Но формально условия тендерной документации выполнены, — рассказывает Маргарита Кальнинг. — В отношении кабельной продукции все то же самое. Кроме этого, в том числе может иметь место сговор между производителем кабельной продукции и ее покупателем — к сожалению, некоторые заводы на это идут, вешают на продукцию конкретную бирку, не имеющую отношения к конкретному товару. Поэтому в заявке нужно четко прописывать не только указание на ГОСТ или ТУ, но и необходимый размер сечения жилы. Покупать всегда самое дорогое тоже нельзя: выбор продукции по ГОСТу не всегда панацея. Есть случаи, когда переплачивать за нее нет смысла, так как по всем условиям разрешено брать продукт с маркировкой «технические условия». Но одно ТУ другому рознь: тут есть определенный диапазон, верхняя и нижняя граница. И когда в требованиях указано просто «ТУ», вряд ли подрядчик будет тратить средства на покупку дорого оборудования — купит кабель с минимальным сечением. К чему это может привести, мы уже говорили. Радует, что в последнее время контролирующие органы активно заговорили и об ужесточении мер контроля в нашей отрасли, и об уточнении всех деталей госзаказов».

PDF выпуска «Высокие технологии»