Рыночный маркер

Название марки нефти ВСТО происходит от одноименного трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». международный аналог сорта — Espo. Марка является смесью нефти, извлекаемой из месторождений Западной и Восточной Сибири, и характеризуется низким содержанием серы и парафинов. У сорта ВСТО есть шансы стать маркерным и влиять на образование нефтяных цен на азиатском рынке. Но только если ему удастся заполучить этот статус в обход конкурентов с ближнего востока, экспортирующих нефть в страны атр.

Марочная зависимость

Необходимость разделить нефть на сорта появилась в середине прошлого века, когда стало очевидно, что добываемое в разных регионах мира углеводородное сырье отличается по своему химическому составу. Деление происходило по двум основным показателям — плотности и серности. Качественный сорт нефти должен был иметь низкий уровень плотности и низкий показатель содержания серы. Названия марок привязывались к крупным месторождениям либо же это была смесь, добытая на разных участках, но поставляемая по одной трубе. Такое деление было скорее условным. И только после нефтяного кризиса в середине 80-х годов прошлого века, когда из-за резко возросших объемов добычи нефти государствами, не входящими в ОПЕК, рухнула главенствующая до этого система ценообразования, страны-экспортеры задумались о введении в обиход так называемых маркерных сортов нефти, на основе которых должна была рассчитываться стоимость «черного золота». Так появились Brent, являющийся ориентиром для рынков Европы и стран ОПЕК, и WTI (West Texas Intermediate), задающий тон ценам в Северной Америке. Нефть марки Brent добывается в Северном море между побережьями Норвегии и Шотландии. Ее плотность колеблется в пределах 38,6-39 градусов API, содержание серы не превышает 0,37%. Схожие характеристики и у эталона WTI. Плотность такой нефти 40 градусов, сернистость — 0,4-0,5%. Добывается она в США, на месторождениях Западного Техаса.

Несколько попыток создать свой маркер на нефтяном рынке предпринимала и Россия, однако успехом они пока не увенчались. Последней надеждой был сорт Urals — смесь тяжелой высокосернистой нефти месторождений Татарии и Башкирии и легкой западносибирской, извлекаемой из недр Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Именно этот продукт Россия поставляет на западный рынок. В числе преград на пути к получению статуса эталонной у смеси Urals высокая сернистость сорта и заинтересованность компаний, работающих в Северном море, в том чтобы ценообразование строилось на основе марки Brent. Urals характеризуется плотностью в 32 градуса, в нем содержится 1,2% серы.

Есть шансы получить этот статус у нефти марки ВСТО, тем более что своего надежного ценового эталона нет у рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на который этот сорт и ориентирован. Сейчас стоимость нефти там формируется с оглядкой на цену ближневосточного сорта Dubai (плотность 30,4 градуса, сера — 2,13%).

Отсутствие у России собственного эталона ведет к тому, что, когда в Северном море объем добычи растет, что ведет к снижению цены на нефть марки Brent, падает стоимость и российской нефти.

«Даже визуально она другая»

Сорт ВСТО — это смесь нефти, добываемой на западносибирских и восточносибирских месторождениях. Причем сейчас соотношение между двумя регионами Сибири составляет ровно 50 на 50. «По качеству восточносибирская нефть несколько лучше западносибирской, — говорит гендиректор ООО «Восток-нефтепровод» (структура АК «Транснефть») Виктор Бронников. — Во-первых, температура замерзания у нее значительно ниже. Восточносибирская кристаллизуется при минус 49 градусах, западносибирская уже при минус 23. Средняя же температура замерзания нефти сорта ВСТО колеблется в пределах 33-35 градусов ниже нуля, она получается после смешивания. Есть различия и по содержанию серы. А это ключевой показатель, снижение которого требует глубокой переработки сырья. В нефти с месторождений Западной Сибири содержится 0,59-0,6% серы, Восточной Сибири — 0,52-0,55%».

Кстати, температура замерзания нефти бывает и положительной. Так, углеводороды, добываемые в Казахстане, кристаллизуются уже при +25 градусах. Перекачивают такую нефть в подогретом состоянии. Это высокопарафиновая нефть. Она очень густая и похожа на цементный раствор. Даже в Западной Сибири есть месторождения, на которых нефть имеет плюсовой показатель замерзания.

По содержанию парафинов отличается друг от друга и нефть, поставляемая в ВСТО из недр Западной и Восточной Сибири. «По ГОСТу у первой категории содержание парафина должно быть до 4-6%. Западносибирскую нефть мы принимаем с показателем в 4%, восточносибирскую — 1,8%. То есть содержание парафинов в нефти Восточной Сибири в 2-3 раза меньше, чем того требует ГОСТ», — отметил Виктор Бронников. Есть небольшие различия и у нефти, добываемой на разных восточносибирских месторождениях. Так, по словам Виктора Бронникова, у верхнечонской температура замерзания на 1 градус ниже, чем у талаканской, и по содержанию парафинов у первой показатель на сотые доли процента ниже второй.

Рождается сорт ВСТО на нефтеперекачивающей станции № 10 (НПС-10) «Талакан». Именно туда по технологическим нефтепроводам приходит нефть с месторождений «Сургутнефтегаза» и «Роснефти» (Талаканского и Верхнечон-ского) и перемешивается в резервуаре за счет скорости потока с сырьем, сданным в магистральную трубу на предыдущих НПС. «Перемешивание необходимо, чтобы выровнять температуру нефти, — поясняет Виктор Бронников. — «Сургутнефтегаз», ввиду того что месторождение компании находится рядом, сдает нефть температурой 39 градусов, до этого ее нагревают до 70 градусов, чтобы обессолить, так что к нам она приходит несколько остывшей. У западносибирской температура 9 градусов, верхнечонской — 25. Перемешивая, мы откачаем в точку Б нефть температурой 17 градусов».

Предварительно перемешивается и поставляемое в восточную магистраль сырье Иркутской нефтяной компании (ИНК). Примерно 90% ее нефти добывается на Ярактинском месторождении, 10% — на Даниловском. По технологическому трубопроводу даниловская приходит на установку подготовки нефти (УПН), расположенную на Яракте, где и происходит смешивание. «Мы готовим нефть первой группы, — говорит оператор технологических установок ИНК Евгений Евсеенко. — Содержание солей в ней не превышает 100 мг на тонну, воды не более 0,5%, мехпримесей — до 0,05%. Наша нефть малосернистая, этого элемента в ней 0,16%. Замерзает при температуре минус 55 градусов, а при +55 — закипает». При этом в ярактинской нефти больше легких фракций — бензиновых. Углеводородное сырье с Даниловского месторождения более тяжелое — в нем содержатся дизельные и мазутные фракции. «Даже визуально нефть разная. Даниловская черная, как уголь, а у ярактинской зеленоватый оттенок», — отмечает Евгений Евсеенко.

Иракская конкурентка

География поставок нефти ВСТО не ограничивается странами АТР. В первом полугодии 2013 года спецморнефтепорт «Козьмино» отгрузил на экспорт 10,6 млн тонн нефти, из которых 5,7% поставлено в США, 1% — в Новую Зеландию. Остальной объем поделили между собой Япония (35,5%), Китай (23,6%), Корея (11,4%), Филиппины (8,3%), Сингапур (6%), Малайзия (4,5%), Таиланд (2,3%), Тайвань (0,9%) и Индонезия (0,8%). Кроме того, ежегодно 15 млн тонн нефти ВСТО поставляется из Сковородино по трубоотводу в Китай.

Качество поставляемой по трубопроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» нефти — это лишь одна из характеристик, по которой сорт ВСТО может стать эталонным в АТР. Помимо этого, эксперты также указывают на надежность поставок, наличие нескольких поставщиков и объемы. При выходе восточной магистрали на мощность в 80 млн тонн в год ежедневные поставки нефти составят порядка 1,6 млн баррелей в сутки, а обязательным условием для получения статуса маркерного сорта по сложившейся практике являются объемы в не менее 500 тыс. баррелей. Если исходить из тех мощностей, которые «Транснефть» обозначила на 2013 год (порядка 37 млн тонн), то уже по итогам этого года поставщики сорта выйдут на уровень суточных поставок в 700 тыс. баррелей.

У нефти ВСТО есть продавцы и покупатели, при этом контракты не ограничены запретом ее дальнейшей перепродажи. Для формирования маркерного сорта это первый положительный момент. Второй — тендеры проходят достаточно открыто, видно, кто приобретает нефть и по какой цене. Третье важное условие — сам рынок должен привыкнуть к марке, начать ей доверять. И тот факт, что в 2012 году нефть ВСТО торговалась в среднем на $4 за баррель дороже, чем сорт Dubai, играет ей на пользу. Однако ВСТО не единственный сорт, который претендует на звание эталонного в азиатском регионе. Одна из конкуренток — иракская Basra light, объемы экспорта которой превышают 2 млн баррелей в сутки, четверть из них реализуется на азиатском рынке. Заявлено об удвоении добычи этого сорта к 2016 году. При этом половина объема нефти Basra light продается на рынке США. Ситуация усугубляется тем, что при увеличении собственной добычи в Америке объемы иракской нефти будут перенаправлены на азиатский рынок.