Рыдали, аплодировали и снова рыдали

Тот еще театр в Бурятии!
За пределы Бурятии вышел скандал с оперным театром республики. В эту некрасивую историю оказались втянуты все, начиная от регионального министра культуры, заканчивая монгольскими певцами и японскими танцовщицами. У каждой стороны своя правда, и единственный, о чьих интересах в этой чехарде, кажется, забыли — зритель.

Скандал этот, ставший самым крупным за последние несколько лет, начался почти сразу после того, как министр культуры Бурятии Соелма Дагаева уволила Аюну Цыбикдоржиеву, директора, возглавлявшего оперный театр с 2011 года, «без объяснения причин». Оказывается, в Трудовом кодексе есть такая забавная статья, по которой можно уволить практически любого руководителя. Бурятия знает такие прецеденты в самых различных сферах. Однако здесь не сошлись во мнениях граждане тонкой душевной организации и, недолго думая, вынесли всю историю, что называется, «на люди».

инистр культуры Бурятии Соелма Дагаева

Широкая общественность узнала обо всем внезапно: коллектив оперного театра созвал открытое собрание коллектива, на которое позвал главу Бурятии, министра культуры, журналистов, общественность, блогеров. Аюна Владимировна объяснила, что произошло нечто для нее непонятное. В конце июля, рассказала она, министерство культуры вызвало ее на беседу. «Я удивилась, поскольку тогда лежала еще в больнице, но тем не менее собралась и приехала. Мне было озвучено, что я должна уйти именно из театра оперы и балета. Мне сказали, что я очень хороший руководитель, и обо мне хорошо говорили коллективы, где я работала ранее — это музей истории Бурятии и художественный музей имени Сампилова, поэтому меня хотели сохранить для культуры республики. Мне предложили место директора двух других учреждений культуры. Я, конечно, отказалась, тем более я знаю, что директора этих учреждений хорошо работают, это добросовестные люди и прекрасные руководители», — рассказала экс-директор театра.

Именитые артисты один за другим брали слово и пели дифирамбы своему руководителю, заодно угрожая тоже ретироваться. «Хочу сказать, что, если вместо Аюны Владимировны поставят другого человека, я уйду из театра. Я здесь никого не пугаю. Но из нас никого не спросили, и сегодня мы выражаем недоверие министру культуры», — заявила и худрук театра, уважаемая в республике Дарима Линховоин.

Вслед за ней свою позицию обозначил ведущий солист театра Михаил Пирогов. Пирогов долгое время выступал на ведущих сценах страны, а за несколько дней до скандала получил два приза на международном конкурсе теноров. Причем одну из наград Михаилу вручил лично оперная знаменитость мирового уровня Хосе Каррерас, отметив, что этот приз приравнивается к Гран-при. На собрании коллектива театра Пирогов сказал, что прекрасно работал в других городах, а вернулся в Улан-Удэ благодаря Аюне Владимировне. Он признался, что у него есть неплохие предложения из других театров, и он подумает над ними, если уволят директора. «Готов написать заявление об увольнении уже сегодня», — высказался артист. А ведущая солистка хора Эржена Дамбиева пригрозила: «Без меня хора не будет. Я знаю, за мной люди пойдут».

Коллектив оперного театра созвал открытое собрание коллектива, на которое позвал главу Бурятии, министра культуры, журналистов, общественность, блогеров.

Участники встречи в зале оперного театра, как самый восприимчивый зритель на хорошем спектакле, рыдали, аплодировали и снова рыдали. «Невиданное единение коллектива», — писали позднее о происходящем местные блогеры, ничуть не принимая в расчет, что выступала только часть артистов, безоговорочно поддерживающих своего директора. Но были и другие мнения. Эти люди прямо говорили, что в коллективе нездоровая атмосфера, а сам театр в своем развитии идет куда-то не туда. В их числе оказалась прима-балерина театра Лия Балданова. По ее словам, оперных спектаклей в репертуаре театра осталось мало, сплошные концерты, притом что театр, вообще-то, является «академическим». Кроме того, отметила Лия, и сама директор театра никогда особо не церемонилась, увольняя кого-либо в театре — по личным мотивам, невзирая на профессионализм.

«Свои» и заезжие

Заметим, что на первую встречу артистов ни глава Бурятии, ни министр не пришли. Это подлило масла в огонь скандала: в театре решили, что власти их игнорируют. Встреча с главой Бурятии Алексеем Цыденовым состоялась через два дня, но легче после нее не стало. Скорее наоборот. Глава сразу прямо сказал, что кадровое решение министра поддерживает, что увольнение — это еще довольно мягкое последствие и что в театре накопилось довольно много проблем и вопросов.

Прозвучало, что в Бурятию Цыденов приехал не для того, чтобы развивать монголов и японцев. Нужно расширять собственное присутствие в своем театре («Мы обязаны своих поддерживать и своих взращивать»), хотя, безусловно, приглашать звезд — это хорошо.

На открытом собрании коллектива Аюна Цыбикдоржиева объяснила, что произошло нечто для нее непонятное.

Что при этом чувствовали японские балерины вместе с балетмейстером-японцем Морихиро Иватой, до назначения в Улан-Удэ танцевавшим ведущие партии в Большом театре в Москве, не известно. А монгольский певец, тоже уже ставший мировой знаменитостью и работающий в театре Бурятии Ариунбаатар Ганбаатар жесткие формулировки воспринял на свой счет. «Сегодня я покидаю Оперный театр Бурятии. Приходил глава республики и практически выгнал нас. Говорит, не позволит работать в этом театре монголам. Ну, мы норм. Их министр культуры винит нашего руководителя Дариму, и выгнал ее тоже из театра. Трайбализм… Сочувствую своему руководителю Дариме», — написал Ариунбаатар Ганбаатар на своей странице в соцсети «Фэйсбук».

Лишь спустя неделю пресс-служба главы сообщила, что Алексея Цыденова «неправильно поняли», «переиначили все, что он сказал», и в целом повернули шиворот-навыворот. «Он не говорил, что приглашенные артисты — это плохо, он говорил о том, что собственных творческих кадров с каждым годом в Бурятии катастрофически становится все меньше — это плохо. Тревожный звонок прозвучал на примере ситуации в театре оперы и балета. И в этом не виноваты ни приглашенные артисты, ни театр. Как раз наоборот, приглашенные артисты сейчас спасают ситуацию, но это не решает главную проблему — отсутствие системы: поиска — отбора — подготовки — сопровождения — обучения — трудоустройства — создания условий для талантливых/гениальных жителей Бурятии. Если сейчас не начать решать эту проблему, то еще через 10-15 лет у нас все артисты будут приглашенные», — прокомментировал пресс-секретарь главы Алексей Фишев.

Но было уже поздно: к этому времени скандал вышел за пределы Бурятии, на полосы федеральных СМИ, и перестал быть «местечковым делом». На начало октября написали заявления об увольнении Михаил Пирогов и Дарима Линховоин. Министерство в авральном порядке тщетно рассматривало кандидатов на пост директора оперного — желающих занять эту должность после такого перформанса не находилось. Соцсети запестрили выступлениями «за» или «против», строились всевозможные домыслы и дикие предположения, вроде мести бывших солистов и солисток. Сами солисты и солистки тоже начали взаимное выяснение отношений (в основном тоже в соцсетях). Многие встали в позу, забывая, что, вообще-то, поют и танцуют они не для директора и не для министра. А как же зритель? О нем, кажется, забыли. А ведь в Бурятии немало театралов, которые любят и ценят оперу, ходят на все премьеры и постановки. Эти люди теперь вынуждены любоваться на грязное белье своих кумиров.

Балетмейстер Морихиро Ивата

«Развод» по расчету

И вот теперь инициировавший эти мало похожие на культурные события региональный минкульт решил-таки обозначить причины увольнения директора. Соелма Дагаева сообщила, что руководствовалась ст. 278 Трудового кодекса — дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации. «Эта статья подразумевает расторжение трудового договора по инициативе работодателя, она не подразумевает виновные действия. Учредитель вправе расторгнуть контракт с работником в одностороннем порядке, без объяснения причины. Этим правом мы воспользовались, — прокомментировала Соелма Дагаева. — Мы выплатили компенсацию за три месяца. То есть это нормальная, щадящая статья, по которой очень многие руководители увольняются».

Выяснилось, что скандалу предшествовала проверка счетной палаты. По словам Дагаевой, за 2016-2017 годы в театре были выявлены нарушения, обнаружено неэффективное использование бюджетных средств. Дело в том, что в июле этого года Счетная палата Бурятии опубликовала результаты контрольного мероприятия. Отчет, рассказывающий о финансовых недочетах в работе руководства театра, и по сей день можно найти на официальном сайте ведомства.

Так, в 2017 году театр получил на обеспечение своей деятельности 194,7 млн руб. Нецелевого использования бюджетных средств не установлено, отметили специалисты СП, в то же время выявлены недостатки и нарушения. Установлено неоднократное нарушение норм Федерального закона 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выявлено 104 факта неразмещения информации о закупках товаров, работ, услуг в единой информационной системе в сфере закупок. Проверкой отмечена тенденция «дробления» стоимости одного заказа, наибольшее число — 490 договоров заключено в сумме до 100 тыс. руб. По мнению проверяющих, такое «дробление» повлекло отсутствие возможности снижения эффективности закупки и расходования бюджетных средств. Также отмечена тенденция заключения договоров с одним и тем же поставщиком неконкурентным способом: например, с одним и тем же ИП было заключено за два года 32 договора на сумму почти в миллион руб. Выявили факты приемки некачественно выполненных работ на сумму 2,12 млн руб., установили неоднократные нарушения положения об оплате труда и положения о премировании работников, повлекшие необоснованные выплаты «премиальных» в объеме 63 млн руб. Список можно еще долго продолжать. Все эти материалы тогда были отправлены в прокуратуру республики, МВД и Бурятское УФАС.

Новым директором театра стала художественный руководитель Бурятского государственного академического театра им. Хоца Намсараева Эржена Жамбалова.

Кому кресло?

Новым директором театра стала художественный руководитель Бурятского государственного академического театра им. Хоца Намсараева Эржена Жамбалова. Ее кандидатуру утвердили в министерстве, и 8 октября она приступила к исполнению своих обязанностей. «У нее очень большой опыт, она человек театра, руководила одно время филармонией, сейчас руководит театром бурятской драмы. И мы прежде всего смотрели на ее статистику, а у нее очень хорошие показатели: например, в прошлом году Буряад театр по независимой оценке качества вышел в лидеры среди наших учреждений культуры. Там растет посещаемость, прирастает молодежная аудитория. Также Жамбалова планомерно готовит будущие кадры для театра, то есть выполняет те задачи, которые мы хотели бы поставить в рамках работы театра оперы и балета».

В целом эту кандидатуру назвали оптимальной в данной ситуации, не вызывающей отторжения и способной успокоить стороны. Новый директор уже дала понять, что будет особо рассматривать кадровые вопросы и что разбрасываться людьми не планирует. В том числе иностранными: «Если они работают по контрактам, которые совершенно правомочны в юридическом плане, и к тому же их любит наша публика, этих артистов, то почему нет?».

Впрочем, экс-директор не намерена сдаваться и обратилась в Трудовую инспекцию. Так что в этом скандальном театральном сюжете можно ожидать новых поворотов.

Марина Денисова
Фото Анны Огородник / burunen.ru