Рустам Мухамедьяров: «Публика филармонии обновляется»

Бывший чиновник городской администрации Рустам Мухамедьяров возглавил Иркутскую областную филармонию в один из самых трудных и интересных периодов ее развития — в 2014 году одному из старейших учреждений культуры Приангарья исполнилось 75 лет со дня основания. На долю нового директора выпало не только погружение в новую для него сферу, но и юбилейные хлопоты. Каким видит настоящее и будущее вверенного ему учреждения культуры — Рустам Мухамедьяров рассказал специальному выпуску «Первые лица».

«Мои первые впечатления и первый анализ подтверждаются: творческий потенциал у филармонии колоссальный».

— Рустам Рауфович, юбилейные торжества по случаю 75–летия Иркутской областной филармонии позади. Как вы оцениваете их проведение?

— Надо сказать, что праздничные мероприятия в честь 75–летия филармонии проходили в течение всего этого года, и большая их часть была сверстана и распланирована еще до моего прихода. Однако подготовка главных юбилейных торжеств состоялась уже при моем участии. В ноябре мы провели целый марафон мероприятий, посвященных 75–летию: день открытых дверей с демонстрацией фотовыставки; презентацию документального фильма о филармонии и выпуск целой серии видеоклипов наших солистов, торжественный гала–концерт с поздравлениями официальных лиц и концерт «без галстуков», в котором нас поздравляли учреждения культуры города.

Что касается моей собственной оценки, как представителя руководящего состава, я считаю, что все было сделано хорошо — мы сработали на хорошую четверку с плюсом. Есть, конечно, моменты, которые меня не совсем устроили, но это нормально. Если бы все прошло идеально, тогда не было бы стимула работать дальше. Есть что выравнивать, есть к чему стремиться, есть куда идти. В рамках юбилейных мероприятий все коллективы еще раз показали свой высокий класс. Это подтвердили и ветераны филармонии, которые дали свою высокую оценку юбилейным концертам. Мы, наверное, привыкли к тем людям, которые трудятся на сценах иркутских театров и нашей филармонии, а ведь, если задуматься, то, что мы имеем, нужно уметь ценить.

— Можно ли подвести какие–то итоги первых месяцев вашей работы?

— Проанализировав имеющуюся базу и технический потенциал, мы расставили приоритеты в части развития. Мои первые впечатления и первый анализ подтверждаются: творческий потенциал у филармонии колоссальный. Уровень нашего симфонического оркестра действительно очень высокий, и это подтверждают дирижеры, которые выступали и выступают с нашим коллективом. Это и главный дирижер Берлинского симфонического оркестра Лиор Шамбадал, выступавший с нашим оркестром неоднократно, и художественный руководитель капеллы «Таврическая» Михаил Голиков из Санкт–Петербурга, который дирижировал нашим оркестром на юбилейном вечере. Высокую оценку постоянно получают и наш Иркутский филармонический русский ансамбль, и недавно созданный камерный хор.

К сожалению, пока молодежь и подростки в Иркутске не очень готовы слушать академическую музыку. Средний возраст посетителя филармонии на сегодняшний день составляет 50 лет. В этом виноваты и мы. Нужна постоянная связь с музыкальными школами, потому что там воспитываются не только музыканты, но и наша публика.

Проблемы у филармонии есть в части технического оснащения. Конечно, недостатки материально–технической базы устраняются не сразу. На 2015 год расставлены приоритеты в части модернизации звукового и светового оборудования. Это действительно сегодня слабое звено, которое имеется в филармонии. Также нам просто остро необходим автобус — для выезда наших коллективов в города и муниципалитеты Иркутской области. Потребность в собственном транспорте обострилась в связи с открытием филиалов филармонии в малых городах Приангарья. В ноябре мы открыли такой филиал в Ангарске, в ближайшее время откроем в Черемхово. На очереди — Шелехов и Саянск. Во всех этих городах ежемесячно будут проходить выступления наших коллективов, в том числе и губернаторского симфонического оркестра.

— На днях должно состояться открытие Всероссийского виртуального концертного зала, благодаря которому жители многих российских городов получат возможность слушать концерты из Московской филармонии в режиме онлайн. Однако в Иркутске первый концерт пройдет не в филармонии.

— К сожалению, сегодня у нас нет такой технической оснащенности, благодаря которой мы могли бы производить трансляцию этих концертов на нашей площадке. Поэтому первый концерт в рамках этого всероссийского проекта в Иркутске пройдет на базе Библиотеки имени Молчанова–Сибирского. Но в будущем концерты обязательно будут транслироваться у нас: экран есть, проектор, а также звуковое оборудование мы приобретем. Поскольку это проект министерства культуры России, мы рассчитываем на его поддержку. Соглашение о сотрудничестве на будущий год с Московской филармонией уже подписано, так что мы будем транслировать эти концерты в обязательном порядке. Причем у нас в планах, помимо концертов, создание филармонического общества, которое будет прививать музыкальную культуру новым слушателям. Мы хотим немного расширить цели и задачи этого всероссийского проекта и проводить на своей площадке музыкальные гостиные. Потому что уже сейчас мы видим, что публика филармонии обновляется.

— Кстати, о публике. Каков собирательный портрет сегодняшнего слушателя филармонии?

— К сожалению, пока молодежь и подростки в Иркутске не очень готовы слушать академическую музыку. Средний возраст посетителя филармонии на сегодняшний день составляет 50 лет. В этом виноваты и мы. Нужна постоянная связь с музыкальными школами, потому что там воспитываются не только музыканты, но и наша публика. Мы уже начали создавать серию новых специальных абонементов, которые будут направлены на привлечение в наши залы молодежи. В декабре у нас состоятся встречи со студенческими клубами и стройотрядами, которые решают вопросы занятости молодежи. Я считаю, что это наш зритель, с ним нужно общаться, выезжать к нему и презентовать ему наши проекты. Поэтому вся наша юбилейная продукция — календари, диски с фильмами и клипами солистов — будет презентована студенческим клубам для дальнейшего сотрудничества.

— Будущий год объявлен в России Годом литературы. Запланированы ли у вас какие–то проекты в этой сфере?

— Да, конечно. Мы сейчас готовим несколько литературно–музыкальных композиций по рассказам русских писателей. Так, запланированы вечера, посвященные творчеству Василия Шукшина, Сергея Аверченко, Надежды Тэффи и других.

— Когда вы только приступили к своим обязанностям, вы говорили, что основной проблемой филармонии является нехватка площадей. Удалось ли что–то решить в этом вопросе?

— Кое–что удалось сделать. При поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области и министра имущественных отношений региона Антона Протасова нам выделили дополнительные площадки для репетиций, но это, к сожалению, не решает в целом наших проблем. Хотелось бы, чтобы уже решились вопросы с проектно–сметной документацией и как можно быстрее началось строительство нового концертного зала.

— Какие достижения музыкантов за время вашей работы вы могли бы отметить?

— За последнее время 10 наших музыкантов успели съездить в Китай, где выступили с Харбинским симфоническим оркестром, подтвердив свой высокий профессиональный уровень. 31 декабря управление культуры Харбина вновь пригласило нашу струнную группу для выступления вместе с симфоническим оркестром на открытии нового концертного зала. Это действительно большое событие не только для китайской стороны, но и для нас, потому что Харбинский симфонический оркестр мог пригласить к сотрудничеству любых музыкантов мира, но они выбрали нас, что тоже о многом говорит. У нас уже подписано соглашение о творческом сотрудничестве, в рамках которого мы будем осуществлять обмен дирижерами и музыкантами и в следующем году.

Сейчас мы также ведем переговоры об обменных гастролях с Читой и Томском, с тем чтобы их филармонические коллективы показали иркутянам свое творчество, а наш оркестр порадовал своим искусством публику этих городов.

— Изменится ли репертуарная политика филармонии в будущем году?

— Хочу сказать, что хорошие традиции, которые возникли до меня, я, конечно, буду поддерживать. В марте будущего года пройдет традиционный фестиваль «Байкальские струны», в рамках которого будет проведена серия мастер–классов от ведущих педагогов страны. В июне 2015 года мы проведем уже пятый фестиваль оперного искусства «Дыхание Байкала», на который планируем пригласить десять солистов Большого театра, и отборочный тур международного конкурса Belveder, для участия в котором в Иркутск съезжаются талантливые вокалисты всей Восточной Сибири, Дальнего Востока и даже из других стран. Мы ведем переговоры с легендарной оперной певицей, заведующей вокальной кафедрой ГИТИСа Тамарой Синявской, чтобы она выступила в качестве ведущей мастер–классов и члена жюри.

— Помимо перечисленных, какие еще ключевые проекты ожидают иркутскую филармонию в будущем году?

— Мы планируем провести концерт губернаторского симфонического оркестра на сцене Московской филармонии с участием Дениса Мацуева. Это дорогостоящий проект, поскольку придется отправить в столицу почти 100 музыкантов. Но мы понимаем, что артистам, как воздух, нужны гастроли, потому что без них начинается творческий застой.

Также не нужно забывать, что в следующем году наша страна будет отмечать 70–летие Великой Победы, этому событию тоже будет посвящена большая концертная деятельность по всей территории Иркутской области. С 1 по 9 мая все концерты уже расписаны буквально по дням, поэтому дай бог это все осуществить.

— Удалось ли вам найти общий язык с художественным руководством филармонии?

— Конечно. Художественный руководитель симфонического оркестра маэстро Илмар Лапиньш — великолепный дирижер, и я считаю большой удачей, что он у нас работает. Марина Николаевна Токарская — замечательный специалист, умеющий строить интересные творческие программы. Это те люди, которые делают славу филармонии и обеспечивают ее рост. Я думаю, что самое главное в коллективе — это микроклимат. Музыкант должен прежде всего творить, а административно–хозяйственная часть — создавать все условия, чтобы артисту было комфортно.