Руслан Ким: «Инвестиционная привлекательность Иркутской области растет»

Инвестиционная привлекательность любого региона — это основа основ его экономики. Субъекты федерации уже давно и жестко конкурируют друг с другом за каждого привлеченного инвестора. В Сибири, стоит признать, конкуренция не настолько острая. Но все же. Иркутская область, обладающая уникальными природными богатствами, наращивает базу для претворения этого потенциала в жизнь. Подробнее о мерах стимулирования инвестактивности в Приангарье, первых итогах и перспективах ориентации на восток в интервью журналу «Иркутская область. Siberia» рассказывает министр экономического развития региона Руслан Ким.

По словам Руслана Кима, правительством области был серьезно расширен перечень льготируемых видов деятельности за счет поддержки таких приоритетных секторов экономики, как нефтегазохимия, фармацевтическое производство и производство летательных аппаратов.

Доля инвестиций в основной капитал

— Взаимодействие России и Китая в этом году вышло на новый, более высокий уровень. Какую роль в растущем экономическом партнерстве двух стран сыграет Иркутская область?

— Иркутская область является одним из наиболее развитых регионов на востоке страны и занимает выгодное географическое положение с точки зрения развития сотрудничества с Китаем. В связи с этим считаю роль Иркутской области в этом партнерстве одной из ключевых.

Крупнейшим проектом, в котором планирует участвовать Иркутская область, является, безусловно, строительство магистрального газопровода «Сила Сибири» и разработка газовых месторождений региона. С одной стороны, это позволит реализовать соглашения с китайскими партнерами. С другой стороны, даст толчок к развитию газопереработки и газохимии на территории Иркутской области.

В новых условиях в полной мере может быть реализовано и выгодное географическое положение, с точки зрения увеличения транспортных потоков через территорию региона — как грузовых, так и пассажирских. Это будет способствовать ускоренной модернизации Транссибирской и Байкало–Амурской железнодорожных магистралей, иркутского авиационного узла, строительству логистических терминалов и т.д.

Этим принципом мы будем руководствоваться и при реализации других совместных проектов: поставка иркутской продукции в Китай должна сопровождаться модернизацией и развитием производственно– и транспортно–логистического комплекса Иркутской области.

— В каких отраслях экономики Приангарья наиболее желателен приход инвесторов из Китая?

— Учитывая качественный рост экономики Китая, его технологических достижений в последние годы, нам бы хотелось взаимодействовать в капиталоемких и высокотехнологичных отраслях. Хорошие перспективы, на мой взгляд, имеют отрасли строительства и производства строительных материалов. Вы знаете о том, что китайские строительные компании заявили о своем интересе в реализации государственной программы Российской Федерации по обеспечению доступным жильем. Уверен, что китайский опыт позволит развить конкуренцию в данной сфере, повысить технологический уровень отрасли и доступность жилья для населения.

Интересным представляется сотрудничество с китайскими компаниями в сфере гражданского машиностроения, в частности автомобилестроения. Возможно, на первых порах это будут проекты, связанные со сборочными производствами, но, как показывает практика, в дальнейшем может развиваться и производство комплектующих.

С точки зрения высокотехнологичных производств, мы заинтересованы в привлечении инвестиций в развитие информационно–коммуникационных технологий, в частности в создание дата–центров. Учитывая высокую энергоемкость этих проектов, Иркутская область обладает серьезным конкурентным преимуществом в данной сфере.

Хотелось бы также сказать и о сфере туризма. Рост благосостояния в Китае приводит к тому, что в мире появляется все больше китайских туристов. Ни для кого не секрет, что Китай испытывает сейчас определенные трудности, связанные с ухудшением экологической ситуации. В этом отношении Байкальская природная территория как нельзя лучше подходит для привлечения китайских туристов, учитывая сравнительно небольшие расстояния и умеренную стоимость перелетов.

Конечно, развитие туризма потребует создания и модернизации соответствующей инфраструктуры, что также является перспективным направлением для приложения китайского капитала. Да и в целом транспорт и логистика — это те сферы, в которых мы заинтересованы в привлечении китайских партнеров.

— Как вы оцениваете шансы иркутских компаний выйти на рынок Китая?

— Китайский рынок сейчас является одним из наиболее привлекательных, если не самым привлекательным рынком для иностранных компаний. Есть достаточно хороший опыт работы совместных предприятий в Китае. Как показывает практика, это является наиболее эффективным способом проникновения иностранных компаний на китайский рынок. Есть также и понимание того, что специфика китайского рынка диктует необходимость существенной государственной поддержки, как со стороны федеральных, так и со стороны региональных органов власти.

Президент Российской Федерации Владимир Путин уже дал соответствующие поручения о развитии системы государственной поддержки экспорта и работы российских компаний за рубежом. Более эффективно должны заработать торговые представительства, бизнес–миссии. Одной из целей презентации Иркутской области в Пекине является создание определенного «плацдарма» для иркутских компаний, с тем чтобы им потом было проще развивать свой бизнес, чувствуя эту поддержку со стороны государства. Уверен, что в перспективе появятся и прямые стимулы развития экспорта товаров и капитала, в том числе и в Китай.

— Какая динамика отмечается в Иркутской области по такому показателю, как объем инвестиций в основной капитал? Растет ли показатель объема иностранных инвестиций? С чем связан рост/падение?

— Объем инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2014 года составил 66,22 млрд рублей или 108,3% к соответствующему периоду предыдущего года.

Динамика прямых иностранных инвестиций Иркутской области до 2008 года имела положительные тенденции. В период 2009–2010 гг. снижение прямых иностранных инвестиций вызвано влиянием мирового финансового кризиса и оттоком капитала. Накопленный иностранный капитал в экономику Иркутской области на 1 января 2013 года — 809,8 млн долларов США. Наибольший удельный вес (67,6%) приходится на прямые инвестиции, доля портфельных составила 15,7%, прочих (торговые и другие кредиты) — 16,7%.

За 2013 год из–за рубежа поступили инвестиции в объеме 169 млн долларов США, 72,9% к 2012 году. В их структуре 18,4% составляют прямые инвестиции, 81,6% — прочие (в 2012 г. прямые — 54,6%, портфельные — 0,2, прочие — 45,2%).

Основными контрагентами региона во внешней торговле являются Китай, Япония, США, Индия, Республика Корея, Швейцария, Таиланд, Австралия, Германия, Нидерланды, Монголия. На долю первых трех стран–партнеров приходится более 60% внешнеторгового оборота Приангарья.

— Насколько инвестиционно привлекательна Иркутская область в сравнении с другими регионами России?

— Инвестиционная привлекательность области в последние годы увеличивается. В 2012 году г. Иркутск занял 10 место из 30 в рейтинге Doing Business. В 2013 г. Иркутская область вошла в двадцатку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России по рейтингу «Эксперт РА».

Говоря об инвестиционной привлекательности, необходимо выделить ряд факторов, которые в полной мере характеризируют инвестиционные возможности Иркутской области. Во–первых, это высокий природно–ресурсный потенциал региона (из 1347 разведанных месторождений и самостоятельных участков полезных ископаемых в промышленной разработке в настоящий момент находится только около 24%). Во–вторых, наличие дешевой электроэнергии (стоимость киловатта для производств на 2013 г. 1,64 руб. при высоком напряжении; 2,46 руб. при низком напряжении). В–третьих, Иркутская область отличается высоким уровнем развития научно–образовательного потенциала (в Иркутской области подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием осуществляют 37 вузов и филиалов, из них 11 государственных и пять негосударственных, 21 филиал; на территории региона ведут научную и исследовательскую деятельность девять академических институтов Иркутского научного центра СО РАН, пять институтов Восточно–Сибирского научного центра СО РАМН, научно–исследовательские организации сельскохозяйственного направления, более 20 прикладных научно–исследовательских и проектных институтов). Также у нас относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов (средняя заработная плата в Иркутской области за 2013 г. — 29 050 руб. при средней заработной плате по России за тот же период — 29 792 руб.), уникальные природные ресурсы для развития туризма и рекреации (главная достопримечательность области — озеро Байкал — крупнейшее хранилище пресной воды на планете, самое глубокое озеро Земли, включенное в список Всемирного наследия ЮНЭСКО).

— Какие льготы для инвесторов предоставляет Иркутская область? Если возможно, с примерами конкретных предприятий, которые ими уже пользуются.

— Основным действующим инструментом стимулирования инвестиционной деятельности на территории региона являются налоговые преференции в рамках законов Иркутской области «О налоге на имущество организаций» и «О пониженных налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков». Механизм предоставления пониженных ставок по налогам на прибыль и имущество организаций предусматривает поддержку предприятий, которые осуществляют ввод новых производственных мощностей. В конце 2013 года были внесены изменения в закон «О пониженных налоговых ставках», что позволило наряду с действующими на территории региона с 2011 года преференциями по налогу на прибыль осуществлять поддержку организаций — участников инвестиционных проектов за счет «обнуления» налоговой ставки. Минимальными требованиями к проекту при этом являются срок реализации до трех лет и объем финансирования свыше 150 млн рублей.

В 2008–2011 годы основным направлением поддержки являлся региональный сектор экономики — машиностроение, деревообработка, пищевая и легкая промышленность, строительный комплекс и др. В 2012 году расширен перечень льготируемых видов деятельности за счет поддержки приоритетных секторов экономики, создающих основу для дальнейшего экономического роста региона — нефтегазохимия, фармацевтическое производство, производство летательных аппаратов.

По итогам 2013 года преференциями по налогу на прибыль организаций воспользовались пять предприятий (в 2011 году, когда начали действовать преференции, — всего одно), по налогу на имущество — 19 хозяйствующих субъектов (в 2008 году — два).

— Скоро год, как в Приангарье работает Корпорация развития Прибайкалья, расскажите о первых итогах ее работы. Для каких целей была создана данная структура, в чем сегодня заключается ее работа?

— Созданная в 2013 году специализированная организация по привлечению инвестиций «Корпорация развития Иркутской области» призвана решать задачи по созданию и развитию доступной инфраструктуры для размещения производственных объектов инвесторов на территории Иркутской области, обеспечивать защиту прав инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Иркутской области, а также представлять интересы Иркутской области в проектах государственно–частного партнерства.

На сегодняшний день корпорация осуществляет реализацию проектов создания и развития индустриальных парков «Байкальский» и «Чистые Ключи», а также сопровождение инвестиционных проектов Иркутской области по принципу «одного окна». К таким проектам относятся, например, проекты развития авиатранспортного узла в Иркутской области, производства строительных материалов (кирпич, стекло и т.д.), металлургического производства в городах Братск и Ангарск, агропромышленного комплекса (ООО СХПК «Маяк» в Тайшете), создание производств в сфере глубокой переработки древесины и реализации продукции из отходов лесопиления и лесопереработки (производство OSB–плит, топливных пеллет, «евродров» в Усть–Илимске).

— Какие еще меры предпринимаются для улучшения инвестиционного климата в регионе?

— В регионе сформированы основные элементы системы инвестиций: создана нормативно–правовая база в сфере инвестиционной деятельности, действует ряд элементов инвестиционной и инновационной инфраструктуры, принята государственная программа в сфере инвестиций и инноваций, применяются эффективно действующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, расширяется их перечень.

Нормативные правовые акты Иркутской области предусматривают целый комплекс мер финансовой и нефинансовой поддержки инвесторов и предпринимателей, предоставляются налоговые преференции, субсидии по различным направлениям деятельности, принят закон Иркутской области от 27 декабря 2013 года №165–оз «Об участии Иркутской области в государственно–частном партнерстве», введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Разработан Инвестиционный портал Иркутской области, созданы прямые каналы связи для инвесторов в целях оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности вопросов, действует институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.

На современном этапе инвестиционная политика области во многом связана с планомерной реализацией требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 3 мая 2012 года. На сегодняшний день приняты выполненными все 15 пунктов Стандарта АСИ.

— Какие результаты этих мер уже можно отметить?

— Предприятия, добывающие топливно–энергетические полезные ископаемые, в результате полученных мер поддержки смогли увеличить капитальные вложения в освоение месторождений, нарастить фонд эксплуатационных скважин и объем добычи ресурса. По итогам 2013 года нефтедобывающие компании превысили ранее прогнозируемые показатели по налоговым отчислениям на 1,9 млрд руб.

Предоставление льгот для предприятий химического производства способствует реализации плана развития предприятий, направленного на реконструкцию существующих производств и строительство новых (производство полипропилена, линейного полиэтилена/полиэтилена высокой плотности).

Для фармацевтики преференции позволили произвести запуск третьей производственной площадки, в рамках которой введены пять новых производственных линий (линии по производству ампул и порошков для приготовления инъекций, капсульная линия и др.). Модернизация, проведенная на заводе, обеспечила выпуск новых видов лекарственных средств, а также позволила увеличить объем выпускаемой продукции.

Предоставление налоговых преференций нефтеперерабатывающему комбинату позволило значительно увеличить объем инвестиционных вложений, ускорить темп проведения реконструкции производства с целью повышения доли выпуска продукции, удовлетворяющей условиям технического регламента (стандарт Евро–4, Евро–5).

Предприятия пищевой промышленности активно используют инструмент льготирования на протяжении всего периода его действия. На предприятии производства масложировой продукции в 2013 году реализован проект, направленный на увеличение объема выпуска производства соевой муки «Соянта–200» (производство продукции возросло почти в два раза). В 2013 году приобретена технологическая линия рафинации соевого масла с ежесуточной производительностью до 150 тонн в сутки.

Применение преференций в авиастроительном секторе внесло вклад в реализацию крупномасштабной программы технического перевооружения и реконструкции, направленной на освоение производства ближне–, среднемагистральных пассажирских самолетов семейства МС–21.

Объем дополнительных поступлений налога на имущество от вновь введенных основных средств с 2008 года составляет более 280 млн рублей, в том числе в 2013 году — 100 млн рублей.