Рождение музыки  

18 сентября в Иркутском доме кино начался непродолжительный (всего четыре сеанса) прокат фильма «Еще» — первой и вполне исчерпывающей полнометражной документальной картины о творчестве одной из главных групп отечественной сцены «АукцЫон». Вместе с автором фильма, талантливым документалистом Дмитрием Лавриненко, который снимал коллектив семь лет, зрителям предлагается погрузиться внутрь «АукцЫона» и попробовать прочувствовать это уникальное явление изнутри.

Автор фото Владимир Лаврищев

 Тем, кто знает группу «АукцЫон», рассказывать о ней не имеет смысла. Тем же, кто никогда не слышал их творчества, объяснять что-либо бесполезно — проще дать послушать или посмотреть кусочек живого выступления. Фильм «Еще» дает гораздо более полную картину о группе, поскольку снят изнутри. С одной стороны, это, безусловно, картина для фанатов группы, с другой — яркий пример отличного документального кино.

Дмитрий Лавриненко не пытается рассказать «историю успеха великой группы», как это обычно делается на телевидении, он просто подмечает некоторые моменты из жизни музыкантов, их взаимоотношений, увлечений и прочего, из чего в конечном счете складывается эффект присутствия. Это очень живое кино, может быть даже немного по-хорошему бестолковое, под стать самой группе и их творчеству.

«АукцЫон» действительно всегда держался наособицу среди всех российских музыкальных групп. Формально отнесенный много лет назад к рок-движению, в массовом сознании, быть может, он и остался «легендой русского рока», однако, по правде говоря, то, что делает Леонид Федоров со товарищи, нельзя отнести ни к какому существующему стилю музыки. Вроде бы это и рок, и авангард, и панк, и рок-н-ролл, и в то же время ни то, ни другое, ни третье. «АукцЫон» существует уже 30 лет и до сих пор не вклинивается ни в один формат, и здесь, кажется, особую роль играет эта заглавная Ы, горделиво торчащая посреди названия. Неправильность в написании отражает отчасти и свойство самой музыки. И это только кажется, что в ней все происходит спонтанно и случайно — фильм дает убедиться, что это вовсе не так, открыто показывая, каким трудом приходится добиваться фирменного «аукцыонного» раздолбайства.

Кроме непосредственных «лайвов», которые занимают большую часть экранного времени этой полуторачасовой картины, есть и кусочки интервью, в которых режиссер старается выпытать у музыкантов, чем достигается уникальность «АукцЫона». Кто-то говорит о том, что «АукцЫон» — это группа, которая решилась выйти за рамки черного квадрата, в котором мы все живем; кто-то — о том, что игра в «АукцЫоне» никогда не была работой, а исключительно приятным времяпровождением; кто-то — о детской непосредственности, которая в той или иной степени до сих пор присуща всем участникам группы. Непосредственность действительно не исчезает с годами, несмотря на то что сами музыканты, мягко говоря, с годами не становятся моложе — главному шоу-мену группы Олегу Гаркуше уже за 50 (в фильме показано празднование его юбилея), а некоторые участники за эти 30 лет обзавелись не только детьми, но и внуками.

Но самое важное даже не в этом — в фильме есть момент чистого творчества, записанный прямо во время репетиций, и тот факт, что это удалось зафиксировать, — просто невероятная удача. Увидеть на экране, как рождается музыка — дорогого стоит. При этом музыканты не создают вокруг себя ореола таинственности и совсем не напускают пафоса — с открытым сердцем и детской непосредственностью они продолжают творить музыкальную историю. И после фильма хочется сказать «Еще», совсем как тот парень в начале фильма, сорванным голосом просящий продолжить выступление своих любимых артистов.