Рост экономики — основа дальнейшего развития региона

Уже более года Прибайкалье работает в жёстких условиях ковидных ограничений. Как удаётся их преодолевать производственной сфере и что делается для дальнейшего развития предприятий и пополнения региональной казны? Об этом рассказывает депутат Законодательного собрания Иркутской области, генеральный директор Иркутского авиазавода — филиала ПАО «Корпорация «Иркут», заместитель генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут», председатель ИРО «Союзмаш России» Александр Вепрев.

На предприятии идут монтаж и ввод в эксплуатацию второй очереди линии сборки МС-21.

— Александр Алексеевич, расскажите, как, на ваш взгляд, жизнь в реалиях, продиктованных пандемией COVID, отразилась на работе промышленности и развитии региона в целом?

— Сегодня, в условиях вызовов пандемии, а также беспрецедентного давления и санкций со стороны зарубежных партнёров, производственной сфере крайне непросто сохранить объёмы выпуска продукции, закрепить кадры и сохранить людям достойный уровень социальной защиты. Именно поэтому сегодня как никогда важно обеспечить устойчивое развитие экономики.

Это огромная и очень важная работа, которая даёт возможность человеку дать своей семье достойную жизнь и с уверенностью смотреть в будущее.

В первую очередь необходимо сосредоточиться на развитии наукоёмких, высокотехнологичных производств. Одной из таких системообразующих отраслей является авиастроение, которое вносит весомый вклад в развитие национальной экономики за счёт мультипликативного эффекта, ведь, по статистике, каждые 100 рабочих мест в этой отрасли стимулируют создание более 600 рабочих мест в смежных отраслях.

Для Прибайкалья реализация перспективного проекта серийного производства гражданского самолёта МС‑21, а также других производственных программ Корпорации «Иркут» по военной технике является мощным локомотивом роста. Выполнение указанных проектов, освоение новых технологий обеспечивают ряд ключевых направлений: создание новых высокотехнологичных рабочих мест, рост производительности труда, что, в свою очередь, увеличивает доходную часть регионального бюджета, кроме того, способствует сокращению миграционного оттока квалифицированных кадров из Иркутской области.

В настоящее время у нас в регионе реализуется комплекс мер по развитию экономики, включающий: льготное налогообложение, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности и повышение эффективности работы предприятий; совершенствование региональных институтов развития малого и среднего бизнеса и предпринимательства (Фонд развития промышленности Иркутской области, центр «Мой бизнес» и другие).

Именно вопросу создания наиболее благоприятных условий для развития современных производств уделяется особое внимание в работе Законодательного собрания региона. Но требуется ещё больше, и именно на этом важнейшем аспекте развития экономики необходимо сосредоточить усилия в дальнейшем.

Структурные инвестиционные проекты, реализуемые в регионе, находят поддержку со стороны правительства РФ. Так, во время своего визита на Иркутский авиазавод премьер-министр российского правительства Михаил Мишустин заверил, что предприятие получит дополнительную поддержку, необходимую для развёртывания серийного выпуска самолёта МС‑21 в объёме до 72 машин в год. Также за счёт федеральных средств будет закуплено медицинское оборудование для строящегося в посёлке авиастроителей медцентра. Эта поддержка поспособствует укреплению промышленности и социальной сферы Иркутска и Иркутской области, развитию производства на ИАЗ, росту доходов заводчан и, что немаловажно, укреплению здоровья взрослых и маленьких иркутян.

В 2021 году заработная плата работников ИАЗ увеличена на 10%, введены в действие стимулирующие выплаты для молодых инженеров и рабочих.

— Иркутский авиазавод — самое крупное промышленное предприятие Прибайкалья. От него во многом зависит развитие экономики региона. Расскажите: насколько сейчас предприятие обеспечено заказами?

— В настоящее время на ИАЗ растут объёмы производства и по военной, и по гражданской программам. Завод имеет стабильную загрузку производства на ближайшие несколько лет. Разворачивается серийный выпуск лайнеров МС‑21, ведутся перспективные опытно-конструкторские работы по новым проектам, увеличиваются объёмы работ по капитальному ремонту ранее выпущенной техники. Одновременно идёт работа по модернизации производственных мощностей. И в этих условиях перед нами стоит сложнейшая задача — в ближайшее время увеличить объёмы производства в 2–3 раза, в первую очередь за счёт роста производительности труда и создания новых высокопроизводительных рабочих мест. Только в 2021 году на Иркутском авиазаводе планируется создать более 500 новых рабочих мест, а всего более 1500 за ближайшие три года. И эта задача последовательно реализуется.

На предприятии идут монтаж и ввод в эксплуатацию второй очереди линии сборки МС‑21. Также до конца 2021 года будут смонтированы две новые станции в цехе окончательной сборки гражданского лайнера. Разрабатывается проект второй очереди гальванического производства, приобретается новое оборудование для механообрабатывающего производства и производства покрытий.

— Вы упомянули, что завод набирает кадры. Кто именно требуется?

— В первую очередь нужны высококвалифицированные рабочие: операторы станков с ПУ, сборщики-клепальщики, фрезеровщики, токари, монтажники, рабочие различных специальностей для базовых производств. Наряду с рабочими последовательно ведётся приём технологов, конструкторов, мастеров и других специалистов инженерно-технического направления.

Авиастроение — одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Широкое использование в производстве цифровых технологий привело к внедрению большого количества новых технологий в процессе создания и эксплуатации современной авиационной техники. Поэтому от квалифицированных кадров в значительной степени будут зависеть и решение амбициозных задач, стоящих перед предприятием, и обеспечение конкуренции на рынке.

В настоящее время системная работа по подготовке кадров для ИАЗ отлажена на всех уровнях. Инженеров нам готовит ИРНИТУ, среднетехнический персонал — Иркутский авиационный техникум и Иркутский техникум авиастроения и металлообработки. Подготовка рабочих кадров организована на базе заводского учебно-производственного центра.

— Но мало набрать персонал, надо ещё и позаботиться о закреплении кадров на предприятии…

— Для этого на Иркутском авиазаводе делается очень многое. Так, с 1 сентября на 10% увеличены тарифные ставки и схемы должностных окладов общехозяйственных рабочих, рабочих непромышленной сферы, специалистов и других служащих (инженерно-технических работников), общепроизводственного персонала, общехозяйственного персонала, коммерческого персонала, персонала непромышленной сферы и руководителей ИАЗ. Также с 1 сентября на заводе введены в действие положения о дополнительном стимулировании при адаптации молодых рабочих и молодых руководителей и специалистов на ИАЗ, по которым «новобранцам» в период адаптации положены ежемесячные дополнительные выплаты до 10 000 рублей. Напомню, месяцем ранее, с 1 августа, также на 10% были увеличены тарифные ставки (должностные оклады) рабочих основного производства, производственных рабочих подготовки производства, вспомогательных производственных рабочих. Также зарплата рабочих заметно растёт в связи с ростом объёмов производства. А по результатам года, согласно действующему коллективному договору Корпорации «Иркут», планируется увеличить зарплаты заводчан и с учётом официального уровня инфляции.

Благодаря стабильной загрузке производственных мощностей коллективу всегда вовремя выплачивается заработная плата. В полном объёме сохранены пакет социальной поддержки для работников и вся социальная инфраструктура предприятия: санаторий-профилакторий «Иркут», детские лагеря отдыха, база отдыха «Чайка» на берегу Байкала, Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина, спортивно-оздоровительный центр «Иркут-Зенит» и бассейн «Кристалл».

— Остаётся пожелать коллективу ИАЗ успехов в реализации всего задуманного. А в целом по региональной экономике какие меры, на ваш взгляд, необходимо принять для укрепления производственной сферы?

— В условиях пандемии очень важно обеспечить стабильную загрузку предприятий и тем самым решить задачу и по сохранению производственного потенциала, и по социальной защите людей. Несмотря на все сложности, надо строить планы и развивать, укреплять экономику региона.

К слову, несмотря на все ковидные ограничения, депутатский корпус регионального Заксобрания ни на день не прекращал свою работу: все необходимые законодательные акты принимаются в срок, организованы работа по округам, благотворительная деятельность.

Если же говорить о перспективах, то в первую очередь необходимо в ближайшее время рассмотреть и принять «Стратегию социально-экономического развития Иркутской области до 2035 года», в основу которой должны быть заложены конкретные векторы развития экономики, основанные на создании новых высокотехнологичных производств, росте производительности труда, создании новых рабочих мест. Именно реализация заложенных в Стратегию мер призвана обеспечить качественный рывок вперёд для региональной экономики, инфраструктуры, социальной среды.

Марина Лукинская