Россия для людей?

Местами сильно не похоже
Выступления российских политиков, обращения первых лиц государства из раза в раз, из года в год насыщены приторными фразами о патриотизме, единении и заботе о благе, счастье, достатке и комфорте населения. А когда реалии плохо гармонируют с такой риторикой, включается сценарий в духе «Царь не виноват, он просто за всем не уследит, но уж если узнает, то обязательно поможет».

Шестнадцатая по счету «Прямая линия с Владимиром Путиным» 7 июня в очередной раз продемонстрировала, что страна по-прежнему «на ручном управлении». И хотя организаторы линии сразу предупредили, что не хотели бы превращать трансляцию в жалобную книгу, люди, как всегда, пытались прорваться в эфир, достучаться до самого верха с просьбами или даже криками о помощи. Иркутскую область на этот раз разбором печальных ситуаций не зацепило. Но очевидно, что обращения от жителей региона были — какие-то из них наверняка созвучны с рассказами о проблемах в других регионах, что-то связано с местной спецификой. Общий фон мы можем только предполагать. Однако одно из видеообращений, подкрепленное текстом, оказалось в распоряжении «АН». Жители довольно крупного села Кобляково, расположенного в Братском районе, говорят, что уже несколько лет отрезаны от районного центра: ни автобус, ни маршрутка до Братска не ходят, а 1000—1500 руб. на такси в одну сторону для многих сельчан — непозволительная роскошь.

Надежда на Владимира Владимировича

«Уважаемый Владимир Владимирович! — обращаются к президенту сибиряки. — Мы живем в селе Кобляково Братского района Иркутской области. Жителей — около тысячи человек. До города Братска расстояние менее 100 км, но съездить в город мы не можем. Частники на микроавтобусах берутся нас возить, но их хватает ненадолго — маршрут, говорят, убыточный. Раньше был рейсовый автобус каждый день утром и вечером, но это было давно. Сейчас хотя бы 2-3 раза в неделю ходил автобус.

За сутки в центр обработки сообщений в преддверии «Прямой линии» с Владимиром Путиным поступили тысячи звонков.

Куда мы только ни обращались: и к мэру Братского района, и в Законодательное собрание Иркутской области, и к депутатам всех уровней, но… По 131-му закону о местном самоуправлении обеспечение транспортными услугами — полномочия администрации Братского района и правительства Иркутской области (маршрут межмуниципальный). Но полномочия они не выполняют из-за отсутствия денег на дотации.

Мы знаем, что проблема съездить в город есть у жителей многих-многих сел России. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему! Нам нужен рейсовый автобус!»

В смонтированном собственными силами видеоролике жители села объясняют, что «бьются» за транспорт уже несколько лет. Как и в любой российской деревне, в Кобляково очень много людей пенсионного возраста. Когда нужно съездить в районную больницу, это становится настоящей проблемой (в селе только врачебная амбулатория). Кроме того, студенты, которые учатся в районном центре, тоже хотели бы иметь возможность приезжать к родным в деревню, помогать. При этом люди не отрицают, что иногда пассажиров автобуса может быть пять, а иногда пятнадцать. Именно из-за нестабильности для частного бизнеса эти рейсы не выглядят привлекательными.

По словам местных жителей, много лет автобусное сообщение осуществлял частный перевозчик, который откликнулся на объявление в местной газете. Никаких нареканий, жители были довольны. Но… водитель прекратил перевозки, жалуясь на убыточность маршрута. Затем трижды на объявления в газете откликались водители, выходили на маршрут и… через короткое время прекращали поездки.

Автобус как чудо

Сейчас сельчане будут рады, если автобус будет регулярно ходить хотя бы в пятницу, воскресенье и понедельник. Скажем, в пятницу и воскресенье охотно ездили бы студенты. Также в пятницу плюс в понедельник (то есть в будни) люди могли бы выбираться в районный центр по делам — оформлять документы, посещать больницу, банк или центр занятости. Сейчас для этого многим приходится использовать «попутки». А если за окном вовсе не теплый сезон и минус сорок?

«Кто ответит, если со студентами, добирающимися домой «на перекладных», что-нибудь случится: обморозятся, потеряются? А жители, не имеющие возможности съездить в районную больницу, не укорачивают ли свою жизнь? Да и надо ли доводить ситуацию до опасной черты?» — обрисовывают авторы многочисленных обращений вполне реальную угрозу.

«Неужели местные, областные, в конце концов федеральные власти не в силах каким-то образом поучаствовать в ситуации? Неужели у них нет никакой возможности нам помочь? Или нет желания? — недоумевает одна из сельских активисток. — Мы, конечно, не разбираемся в вопросах бюджетной и социальной политики, субсидирования. Но неужели государству совсем нет дела до людей в глубинке? Мы честно работали на эту страну, сейчас живем в сельской местности. Свой огород, скот — для нас большая поддержка, ведь не секрет, что на пенсию сильно не пошикуешь. Согласитесь, не у всех есть возможность уехать в город, к благам цивилизации. Но я, честно сказать, никогда не думала, что транспорт в город — это из разряда чего-то сверхъестественного. А получается, что мы ждем известия о запуске рейсового автобуса как чуда».

Памятуя о принципе «на чудо надейся, да сам не плошай», жители села Кобляково стучались и продолжают стучаться во все двери — маленькие и большие, братские, иркутские и столичные.

Бег по кругу, от чиновника к чиновнику

Вместе с односельчанами восстановить автобусное сообщение между Коб­ляково, соседними селами и городом Братском больше года пытается и депутат думы Кобляковского муниципального образования Ольга Алимасова (ранее — глава Кобляковского МО).

Письма уходили к мэру Братского района Алексею Баловневу, к Валерию Лукину (на тот момент уполномоченному по правам человека в Иркутской области), в Законодательное собрание и правительство Иркутской области, а также в региональную прокуратуру и самым разным депутатам.

По словам Ольги Алимасовой, сначала ей даже не приходила в голову мысль обратиться за помощью в районную администрацию. «По ФЗ‑131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения — это вопрос местного значения сельского поселения, — писала депутат. — Но с октября 2017 года этот вопрос перешел в полномочия района. А главное, администрация Братского района активно взялась за решение этого вопроса (или сделала вид? — прим. ред.). Появился автобус, причем предназначенный, как мне обещали, для нашего маршрута. Были оформлены необходимые документы на автобус (правда, на это ушло 8 месяцев, жители жаловались, но вот, наконец, дождались). Даже стоимость билета от каждого населенного пункта была определена. Все жители были уверены, что рейсовый автобус начнет свою работу с 1 сентября 2017 года, но… воз и ныне там. Районное МУП рассчитало, что для осуществления перевозок им требуется 103 тысячи рублей в месяц. Было понятно, что в районном бюджете 2017 года эти средства не предусмотрены. Но 30 октября 2017 года вносились изменения в районный бюджет, распределялись дополнительные средства. Была надежда, однако… Когда был принят бюджет Братского района на 2018 год, в нем не предусмотрены средства на осуществление пассажирских перевозок. Может быть, это связано с тем, что маршрут межмуниципальный?»

Представитель редакции «АН» (так сложилось, что родители нашего корреспондента живут в Кобляково) в частном порядке тоже общался по телефону с начальником отдела транспорта и связи администрации Братского района Александром Замаратским. У нас сложилось впечатление, что чиновники уже записали проблему в разряд нерешаемых и на том успокоились. Мы в очередной раз услышали аргумент о ста трех тысячах рублей, которые из воздуха не возьмутся. И на этом, по сути, всё. Ах да, еще упомянули, что, если брать за поездку рублей по 450 с человека, то, может, и нашлись бы желающие ухватиться за маршрут. Вот только, скорее всего, желающих ездить по такой цене не найдется. Замкнутый круг?

«Раз району проблема не по зубам, может, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области предложит выход?» — подумали жители села и туда тоже направили письма-жалобы. И в 2017 году на сайте министерства, как минимум дважды, появлялось объявление примерно следующего содержания: «Предлагаем хозяйствующим субъектам, имеющим лицензию на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, выступить инициатором установления межмуниципальных маршрутов сообщением «г. Братск — п. Бурнинская Вихоря — п. Сахорово — с. Кобляково». За более подробной информацией следует обращаться в отдел организации пассажирских перевозок по адресу: г. Иркутск, ул. Горького, 31, каб. 333, 334 или по телефону: 8(3952) 28-66-41».

Но, как вы помните, «хозяйствующим субъектам», ориентированным на извлечение прибыли, вряд ли нужен такой нестабильный, скорее социальный маршрут. «И это все? Ведь результата никакого! Просто, как только поступает жалоба жителей, появляется сия информация», — разочарованы жители Кобляково.

Ольга Алимасова сообщила, что она была на приеме у министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артура Сулейменова. На встрече присутствовал заместитель министра по транспорту. «Заместителю министра поручили приехать в администрацию Братского района, посмотреть маршрут и принять меры к решению проблемы, — говорят сельские активисты. — Как вариант было предложено организовать маршрут с нерегулируемым тарифом. Вместо ранее просчитанных службой по тарифам 150 рублей пассажиры морально готовы ездить рублей за 250. В феврале визит замминистра в Братск состоялся. «Проехал, замерил все расстояния еще раз между населенными пунктами, провел совещание, уехал, пообещав продолжить работу», — рассказала о промежуточных итогах Ольга Алимасова.

Жители Кобляково надеются, что автобус будет ходить хотя бы три раза в неделю.

В новостях на официальном сайте Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области редакция «АН» нашла извещение «о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Датировано сообщение 22 мая. Один из лотов — действительно маршрут №833 — от Братска до Кобляково. Конкурсную документацию тоже можно найти на сайте. Заявки принимают до 21 июня. Вскрыть все конверты и принять решение о допуске к участию должны 22 июня, а подвести итоги — 16 июля.

Правда, жители Кобляково и окрестных деревень не уверены, что вообще будут заявки на их маршрут. И что тогда? По всей вероятности, министерство сделает еще пару попыток и признает маршрут невостребованным. «И не надо преувеличивать масштаб трагедии. Не было лет 15 маршрутки, а сейчас вдруг столько шума». Пощадим репутацию чиновника, от которого сотрудник газеты услышал такой оторванный от реальности комментарий. Спишем на эмоции и дадим шанс все-таки глубже разобраться в ситуации, услышать, как на самом деле живут люди на селе и вместе с ними поискать реальное, а не просто формально-бумажное решение.

Нет денег — нет решения

Ольга Алимасова, анализируя ситуацию со своей стороны, считает, что спасут ситуацию дотации на пассажирские перевозки. Правда, подобного опыта в каком-либо другом районе Иркутской области (и даже в другом регионе России) она не обнаружила, хотя вопрос транспортных перевозок из сел в города один из очень больных.

«Министерствам транспорта нужны дотации на эти перевозки! Вопрос, видимо, нужно решить на уровне Правительства России, т.е. все сельские жители должны иметь возможность бывать в близлежащих городах независимо от того, убыточный маршрут или нет, — убеждена Ольга Афанасьевна. — Я уже предлагала и предлагаю вновь — сделать наш маршрут пилотным проектом, на котором отработать все нюансы дотирования пассажирских перевозок. Наше поселение наверняка не единственное, столкнувшееся с этой острой проблемой. И в ее решении очень пригодилась бы помощь Андрея Владимировича Чернышева».

Напомним, что Андрей Чернышев — депутат Государственной думы по Братскому одномандатному округу. Как стало известно редакции, в свое (очевидно, предвыборное) время он выражал озабоченность транспортной проблемой сел Братского района. Помощники депутата уверяют, что и сегодня, из Москвы, он держит всё на контроле.

Вот только в социальных сетях наши вопросы, связанные с этой острой темой, депутат (высоко взлетевший, но периодически взаимодействующий с администрацией родного Братского района) проигнорировал. Хотя он «знатный фейсбучник». Вот опубликовано фото с чиновниками на дегустации «продовольственных достижений Братского района». Также есть заинтересованное выражение лица на кадрах, где при участии мэра района обсуждают подключение интернета в дальних селах. Счастливая улыбка на фоне символики думы — тоже выложено. А к комментарию про отсутствие транспортного сообщения ответа в публичном пространстве не поступило. Хотя все те же помощники утверждают, что свои страницы Андрей Владимирович ведет и читает сам. Получается, и такой игнор — не ошибка пиарщика, а личная позиция депутата?

Будем надеяться, что инертность — это обманчивое впечатление, а на самом деле кипит депутатская работа, которая даст, наконец, результат. Есть, например, предложение поднять вопрос о дотациях в Государственной думе. Еще одна идея — проявить мастерство убеждения и привлечь бизнес к социальному партнерству. Почему бы компаниям, которые вывозят лес из Братского района, не помочь селянам с транспортом? Между прочим, именно тяжелые лесовозы дорогу, где должна ходить маршрутка в Кобляково, серьезно «убили». Пришлось приводить в соответствие, иначе с надеждами на рейсовый автобус и вовсе вынуждены были бы попрощаться. Сейчас вера в лучшее хоть чуть-чуть, но еще теплится. Кто все-таки сотворит чудо? Президент? Депутаты? Щедрые предприниматели?

Ольга Брайт