«Роснефть» взялась за старое

«Роснефть» приняла решение увеличить мощность Восточного нефтехимического комплекса с 10 до 30 млн т углеводородного сырья в год и кроме полимеров производить на нем моторное топливо, что позволит снизить его стоимость на Дальнем Востоке. Реализация этих планов поможет компании значительно потеснить на дальневосточном рынке топлива нынешнего лидера — компанию «Альянс», считают эксперты.

«Президент дал поручение „О ликвидации дефицита нефтепродуктов в Дальневосточном федеральном округе“. В соответствии с этим поручением „Роснефть“ решила увеличить мощность проекта по строительству нефтехимического комплекса в Приморском крае с 10 до 30 млн т углеводородного сырья в год. Это позволит снизить на Дальнем Востоке стоимость моторного топлива — бензина, солярки, дизтоплива», — сообщили в Минвостокразвития.

Для сокращения сроков реализации проекта планируется повторно использовать проектную документацию Туапсинского НПЗ. Кроме того, решено вернуться к варианту строительства в районе Пади Елизарова Партизанского района Приморского края, который рассматривался первоначально. К 25 июня 2013 года компания подготовит документацию для обоснования строительства.

«Роснефть» создала для строительства нефтехимического комплекса в Приморском крае в 2011 году ЗАО «Восточная нефтехимическая компания». Первоначально проект предполагал выпуск полимеров (полиэтилена и полипропилена) и ряда других продуктов нефтехимии. Мощность первой очереди проекта должна была составить 3,4 млн т сырья в год. Строительство планировалось начать с 2014 года, чтобы к 2017 году запустить первую очередь проекта.

В 2012 году «Роснефть» уже значительно увеличила свою долю в поставках топлива в розницу. В Хабаровском крае — с 21 до 32%, а в Приморье — с 23 до 32%. На АЗС «Альянса» топливо поставляет принадлежащий компании Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Автозаправки «Роснефти» снабжает Комсомольский нефтеперерабатывающий завод. Они, согласно данным за 1 квартал 2013 года, обеспечивают регион бензином, даже без учета Камчатки, лишь на 58%. Дефицит закрывается за счет поставок из других регионов. Но железнодорожный тариф существенно повышает стоимость топлива.

«Для развития конкуренции нужно строить в регионе третий завод по производству бензина. Для региона планы „Роснефти“ отрадны. Ведь по бензину Дальний Восток испытывает дефицит — требуется более 1,5 млн т. Мы в год можем вырабатывать лишь 500 тыс. т. Поэтому если появится еще один завод, то регион только выиграет. Нам планы „Роснефти“ тоже выгодны, потому что мы наращиваем производство на своем Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе и, соответственно, у нас растет количество нафты. С удовольствием будем поставлять ее избыток на отечественное предприятие вместо того, чтобы гнать за границу», — сказал руководитель пресс-службы компании «Альянс» Андрей Румянцев.

«В то, что ВНХК будет перерабатывать 30 млн т, я не верю. Во-первых, не проработаны рынки сбыта с учетом ценового фактора. Во-вторых, пока не просматриваются перспективы увеличения добычи нефти. Но насытить Дальний Восток топливом они смогут, и по крайней мере в Приморье цена на бензин должна будет снизиться, хотя бы на величину железнодорожного тарифа, — полагает доктор экономических наук, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. — Но „Роснефть“ может рассчитывать только на внутренний рынок. Ни Япония, ни Южная Корея покупать наш бензин не будут. Их представители говорят, что у них высокотехнологичное производство, и они сомневаются в качестве нашей продукции».