Романтический героизм

Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева внес свою лепту в торжественные мероприятия по поводу празднования 75-летнего юбилея Иркутской области. В минувший четверг в отделе Сибирского искусства на Карла Маркса открылась выставка «Легендарная Сибирь», представляющая регион в ярких красках. Более ста произведений искусства, в том числе впервые выставленных после долгого хранения, с одной стороны, показывают историю региона, а с другой — представляют лучшие художественные силы Приангарья. Как говорят в музее, экспозиция «Легендарная Сибирь» — это «своеобразный гимн силе духа и мужеству людей, создававших и вершивших историю необъятного края, широте и мощи сибирской земли, неповторимой красоте ее природы».

На самом деле «Легендарная Сибирь» стала продолжением другой выставки схожей тематики — «Земля и люди Приангарья», открывшейся в филиале Сибирского искусства еще в июне этого года. На ней были представлены около 60 произведений, созданных в период с 20-х по 90-е годы XX века. Как говорят сами музейщики, это наиболее яркий этап развития школы иркутской живописи. Алексей Жибинов, Борис Лебединский, Аркадий Вычугжанин, Евтей Симонов, Иван Юшков, Виталий Рогаль, Аркадий Гутерзон, Владимир Тетенькин, Галина Новикова, Анатолий Костовский, Владимир Кузьмин, Андрей Рубцов, Николай Башарин, Виталий Смагин — все эти имена уже вошли в историю развития изобразительного искусства Сибири, и здесь представлены наиболее значительные их работы.

Экспозиция интересна еще и тем, что в нее включены произведения художников Центральной России, Урала и Краснодарского края, в свое время живших и работавших в Иркутской области. Как говорят музейщики, взгляд этих авторов на Сибирь и сибиряков «бесценен в попытке понимания и разгадки сибирского характера». Интересно сравнивать творческие осмысления Сибири местных авторов и художников из других регионов, представителей других школ живописи.

«Музей задумал эту выставку, чтобы показать историю Сибири с древних времен: когда сюда пришли первопроходцы, когда здесь формировалась государственность, когда формировалась общественная и культурная жизнь, когда из века в век увеличивалось могущество этого края, когда здесь работали великие стройки, создавались новые города, — рассказывает директор Иркутского областного художественного музея Елена Зубрий. — Мы также с помощью этой выставки хотели бы рассказать о красоте Сибири и ее людях. Сегодня мы смотрим на эти работы и восхищаемся: какая великая идея, какой гражданский патриотизм, какой романтический героизм! Художники были удивительные романтики».

Особое место в экспозиции занимают семь монументальных полотен, впервые выставленных в Иркутске. Произведения также рассказывают о прошлом Сибири, и все были написаны народными художниками СССР, академиками Российской академии художеств, авторами Ленинградской живописной школы Андреем Мыльниковом, Вячеславом Загонекой, Леонидом Кабачеком, Евгением Мальцевым, Ярославом Николаевым, Борисом Корнеевым, Владимиром Френцом.

«В 70-е годы по инициативе «Усольхимпрома» для только что построенного Дворца культуры была создана небольшая галерея, — рассказывает главный хранитель иркутского художественного музея Анна Парфененко. — Идея состояла в том, что в монументальных полотнах отразить историю освоения Сибири. Заказ был распределен среди художников Ленинграда, потому что в то время там были лучшие художники СССР. Было выполнено около десятка картин, и долгое время они украшали усольский дом культуры. Затем судьба полотен складывалась по-разному: часть картин остались в доме культуры, часть — была передана в местный курорт «Усолье», некоторые хранились на предприятии «Усольехимпром». В этом году было принято решение все эти картины передать в Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева, поскольку они обладают несомненной художественной ценностью, а поддерживать достойные условия для их хранения не представляется возможным».

Десять монументальных полотен поступили сразу в реставрационные мастерские, специалистам понадобилось два месяца, чтобы привести их в надлежащее состояние. Причем подготовить к выставке удалось только семь работ, остальные нуждаются в дальнейшем восстановлении. «Они все требовали серьезной реставрации перед экспонированием, — рассказывает заведующая реставрационными мастерскими Иркутского художественного музея Светлана Тютикова. — Некоторые картины могли и вовсе пропасть, но благодаря тем технологиям, которые использовали академики при создании работ, холсты уцелели. Были на них и разрывы, и осыпания, к тому же все холсты были очень грязные: пыль, песок, плесень и так далее. Сохранностью ведь их никто не занимался».

На открытии экспозиции директор музея Елена Зубрий напомнила всем собравшимся, что выставки во все времена были школой для молодых художников, которые должны приходить в залы, чтобы учиться у мастеров. «Художники выражали на этих полотнах какие-то эпические темы, — говорит Анна Парфененко. — Например, великолепное полотно «Кандалами звеня» художника Мыльникова показывает обобщенный образ ссыльных и тем самым представляет Сибирь как каторжный регион. Одним словом, все полотна — эпического плана, чего в настоящее время практически никто не делает. Сейчас в основном все пишут портретики, натюрмортики, пейзажики…»

PDF номера