Родом из английского детства

В сравнении с полотнами живописцев, книжные иллюстрации не так уж часто выставляются в картинных галереях, и особенно редко удается увидеть на выставке иллюстрации к детским книгам. Этот пробел устранила экспозиция «Волшебный карандаш», организованная Британским советом по культуре в Отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея им. Сукачева. 60 факсимильных копий современных английских художников — это иллюстрации к детским книгам, которые дают яркое представление о своеобразии и самобытности английских мастеров книги.

Английские художники в своих работах стремятся выйти за рамки литературного произведения. Фото Евгения Козырева

Проект Russian Ring Британского совета по культуре призван познакомить российскую публику с современным английским изобразительным искусством, он уже не в первый раз осуществлен в Иркутске. В феврале этого года Иркутский художественный музей уже принимал выставку графики знаменитого английского скульптора Генри Мура. И вот теперь — иллюстрации к детским книгам. Проект Russian Ring предполагает, что «Волшебный карандаш» будет экспонироваться в двенадцати российских городах.

История английской иллюстрации детской книги начинается еще в XVIII веке. Уже тогда рисунки лучших английских художников обладали чудесным свойством — уводить читателя далеко за пределы текста. Этой традиции следуют и современные художники-иллюстраторы, добавляя книге новое содержание и тем самым развивая фантазию юных читателей. Однако на самой выставке нет возможности проверить это утверждение: сами книги, хотя и представлены, но находятся в витринах, полистать их не получится. Таким образом, оказавшись в выставочном зале, вы можете оценить только изобразительное искусство в чистом виде, так сказать, в отрыве от книги.

Содержательная тематика самая разная: от непростой военной темы (Майкл Формен, иллюстрация к книге «Военная игра«) до классических басен Эзопа (Шарлотта Вок). Но более всего поражает разнообразие техник, в которых работают английские художники-иллюстраторы. Если Анжела Барретт работает в традиционной живописной манере, то Джон Лоуренс представляет тех немногих смельчаков, которые до сих пор пользуются старыми гравировальными техниками. Есть здесь и комиксы, которые пользуются популярностью у детей, и даже аппликации. Разнообразие подходов к детской душе — это, пожалуй, самое главное в этой экспозиции. Начиная от непринужденности и непосредственности рисунков Квентина Блейка, «свободной каллиграфии» Шарлотты Вок и спокойной основательности Майкла Формена и заканчивая чарующей детальностью и поразительной упорядоченностью рисунков Стивена Биести, который в буквальном смысле слова наделил мир документалистики новым измерением. Но все же основным лейтмотивом всей детской иллюстрации служат так необходимые ребенку доброта и нежность.

Немало внимания уделяется и юмору. Неслучайно первые художники-иллюстраторы были карикатуристами. И хотя Квентин Блейк, Джон Бернингем и Реймонд Бриггс первоначальную известность приобрели как художники юмористического плана, всем им удалось выйти далеко за пределы комического. Не менее важную роль играет в картинах и тема полета. Например, Снеговик Реймонда Бриггса берет с собой мальчика в путешествие по ночному небу, или великолепные фотографии «Облачной страны», на фоне которых вырезанные из бумаги фигурки летающих детей обретают особую беззащитность и эфемерность.

Антон Кокин