Реставраторы Эрмитажа показали класс

«Сохраним культурное наследие вместе» — под таким девизом в начале ноября в Иркутске прошла необычная акция, в рамках которой реставраторы из Эрмитажа дали мастер-класс по уходу и восстановлению восточного искусства. Что еще более необычно — культурное мероприятие прошло при содействии компании «Кока-Кола», которая уже несколько лет выделяет гранты российским музеям на сохранение экспонатов из их коллекций.

История вопроса началась еще в конце 2010 года, когда в Государственном Эрмитаже при содействии крупнейшей корпорации по производству безалкогольных напитков прошел конкурс на получение грантов для прохождения профессиональных стажировок в зарубежных музеях и реставрационных центрах. По итогам конкурса «Сохраним культурное наследие вместе» шесть победителей стали участниками образовательной программы, позволяющей получить дополнительный профессиональный опыт и знания современных реставрационных методов и материалов и передать его коллегам из других российских музеев. Каждый победитель после прохождения стажировки был обязан провести мастер-класс в одном из городов России, а также проконтролировать выполнение реставрационных работ в регионе по теме своего мастер-класса.

Программа восстановления музейных ценностей до этого уже началась в трех музеях: в Казани, Великом Новгороде и Екатеринбурге, а до конца 2012 года будет также выбран еще один объект реставрации — в Ростове-на-Дону.

Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева был выбран в качестве площадки не только потому, что имеет давние и прочные связи с Эрмитажем, но и потому что обладает одной из самых богатых коллекций произведений восточного искусства — одного из направлений, по которым проходили практику петербургские реставраторы. Сукачевке достался грант в размере 300 тыс. рублей на реставрацию одного из экспонатов, которую проведут ведущие специалисты Эрмитажа. В качестве счастливчика, который будет отреставрирован за счет одной из самых богатых корпораций мира, был выбран графический лист работы неизвестного китайского художника начала ХХ века под названием «Поимка Бай Цзей-хуа».

Произведение представляет собой китайскую народную картину няньхуа, которые были очень популярны в Китае в XIX веке и широко использовались в быту для украшения домов. Няньхуа — особый вид традиционного изобразительного искусства Китая. Эти картины, приобретавшиеся, как правило, по случаю Нового года, очень разнообразны по темам и сюжетам, а также по технике и манере исполнения. Картина «Поимка Бай Цзюй-хуа» относится к жанру театральных лубков и иллюстрирует один из сюжетных поворотов известного в то время романа о ловком воре по имени Бай Цзюй-хуа.

Любопытно, что сама картина, написанная анилиновыми красками на бумаге, во время своего создания практически не представляла ценности, поскольку являлась продуктом массового искусства. Относящаяся к жанру лубка, работа безвестного автора была одной из миллионов картинок, которые не очень богатые китайские жители дарили друг другу по тем или иным поводам в качестве открыток большого формата.

«Однако в самом Китае коллекций таких картинок практически не осталось, — говорит специалист лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа Елена Шишкина, приехавшая в Иркутск дать показательный мастер-класс. — Никому не приходило в голову их хранить, потому что это был продукт массового искусства. А, как ни странно, в российских музеях коллекции китайского лубка сохранилась, и теперь имеют огромную ценность». В частности, значительные собрания няньхуа имеются в Петербурге и Москве, а Иркутский областной художественный музей один из немногих обладает уникальной коллекцией картин подобного рода. Большинство из них было привезено экспедициями Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества (ВСОРГО) — крупнейшего научного центра Сибири — еще в конце ХIХ века.

«Наше сотрудничество с Эрмитажем длится уже несколько десятков лет. Это касается не только великолепных выставок, которые мы получаем из Петербурга, но и реставрационной помощи. Многие произведения из нашей коллекции восстановлены специалистами Государственного Эрмитажа, и мы благодарны им за это, — говорит директор Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева Елена Зубрий. — Мы всегда рады встречам с профессионалами высокого класса и готовы перенимать ценнейший опыт по реставрации произведений искусства».

Перед тем как был организован показательный мастер-класс, экспонаты музея, нуждающиеся в реставрации, тщательным образом анализировались. «Из того списка объектов, который был предложен, мы отобрали именно этот по ряду причин, — комментирует реставратор Эрмитажа Елена Шишкова. — Во-первых, это произведение китайского искусства, а я со своей коллегой как раз недавно проходила стажировку по такой работе в Шанхае. Поэтому мы приехали, чтобы поделиться приобретенным опытом по работе именно с китайским искусством. Во-вторых, мы выбрали этот объект, поскольку ориентировались прежде всего на живопись».

По словам специалиста, китайской картине предстоит целый комплекс работ: произведение необходимо почистить, выровнять, укрепить разрывы, совершить подклейку и восстановить утраты изображения. Такая работа может потребовать большого количества времени, поскольку проводить ее нужно тщательно и крайне аккуратно. Именно поэтому неопытных иркутских реставраторов к самой картине не допустили — а лишь показали на ее примере, как нужно обращаться с подобными произведениями искусства. Сами же участники мастер-класса тренировались на кусках мятых иркутских газет.

Впрочем, практике предшествовала довольно продолжительная теоретическая часть. Сначала реставраторы из Эрмитажа рассказывали и показывали на фотографиях, как проходила их стажировка в Китае, где они специально учились работе именно с такими произведениями.

Для каждого участника (а их набралось около десяти, причем все они не случайные люди, а уже работающие в музеях или библиотеках с редкими изданиями) был заготовлен особый реставрационный набор, который включал разного рода губки, щетки, клей и другие необходимые в работе реставратора материалы. «Никто никогда ничего для реставраторов специально не придумывает, — рассказала Елена Шишкова. — Поэтому нам все приходится выдумывать самим и использовать в своей работе порой совсем неожиданные вещи». Так, специалист показала собравшимся, как может помочь в восстановлении произведений графики материал, используемый при производстве спортивной одежды. Оказывается, он является чуть ли не главным в процессе «отдаленного увлажнения», которое необходимо для выравнивания и чистки произведений. Сама технология тоже весьма любопытна. Для того чтобы бумага, на которой нанесено изображение, не намокла и на ней не растеклись краски, лист нужно упаковать в несколько слоев различных по своей структуре и свойствам материалов. Благодаря многослойной упаковке произведения на манер сэндвича достигается очень бережное увлажнение, схожее с обработкой паром, только гораздо более безопасное для искусства.

Также Елена Шишкова показала, как правильно чистить произведение от налипшей за столетие пыли, как его нужно склеивать, если в этом есть необходимость, и восстанавливать утраты изображения. Но, естественно, за это время китайская картина не была отреставрирована. Специалисты показали лишь принципы и правила, с которыми нужно подходить к таким произведениям.

«Конечно, я не сторонник таких скороспелых уроков, и наш мастер-класс направлен не на то, чтобы научить любого человека заниматься реставрацией произведений искусства у себя на кухне, — прокомментировал после окончания мастер-класса заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Владимир Матвеев. — Во-первых, он проводится для людей, которые уже работают в музеях как реставраторы, а во-вторых, специалисты показали прежде всего то, какие ошибки нельзя допускать при реставрационной работе, чтобы не нанести непоправимый вред произведениям искусства».

Сама реставрационная работа над картиной «Поимка Бай Цзюй-хуа» будет продолжена, и, возможно, специалистам еще не раз предстоит прилететь из Санкт-Петербурга, чтобы закончить начатое. «Но этот мастер-класс может послужить толчком для какого-нибудь иркутского реставратора, чтобы расширить сферу его деятельности, — добавляет Елена Шишкова. — Это может быть одной из возможностей продолжения наших отношений с иркутским музеем».

Антон Кокин