Ремонт нам только снится

Очередное повышение квартплаты ждет жильцов всех многоквартирных домов Иркутской области с мая будущего года. Произойдет оно за счет появления в квитанциях новой строки — «на капитальный ремонт». Пока озвучивается весьма приблизительный объем повышения — предварительно называется цифра 5 рублей за квадрат, но весьма вероятно, что она будет еще пересчитана — и вряд ли в сторону уменьшения. Зато совершенно достоверно, что ежегодно эта цифра будет увеличиваться — с учетом инфляционных процессов. Прежде же чем начать платить дополнительные деньги, жильцам предстоит еще решить нелегкий вопрос — где их потом консолидировать.

По предварительным данным, в капитальном ремонте в Иркутской области нуждается порядка 80 тыс. домов, общая сумма необходимых затрат составляет 130-150 млрд рублей. Фото Евгения Козырева

Федеральное правительство ищет новые пути финансирования капитального ремонта жилых домов — естественно, не за государственный счет. Напомним, что в последние годы капитальный ремонт жилья осуществлялся преимущественно при поддержке федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. Первоначально предполагалось, что этот фонд будет работать до 2013 года, сейчас его работа продлена уже до 1 января 2016 года, и планируется ее еще продлить — до 3 сентября 2017 года.

Правда, если первоначально условия капремонта средствами фонда были весьма привлекательными и ограничивались только его финансовыми возможностями и способностями муниципалитетов выполнить требования для участия в программе, то сегодня энтузиазм уже поутих. Вместо 5% от стоимости капремонта, которые раньше причитались с жителей ремонтируемых домов при участии в программе фонда, теперь от граждан требуется 15%-ное участие — слишком непосильными показались федеральным властям затраты. Для жителей некоторых домов 15% от стоимости ремонта в несколько миллионов оказалось неподъемной суммой — от участия в программе стали отказываться.

Однако и 15%-ное участие граждан в капремонте многоквартирных домов федеральным властям показалось недостаточным. Гораздо более экономичным вариантом для бюджета сочли полное возложение на граждан почетной обязанности ремонта своих жилищ — причем речь идет не о ремонте квартир, а именно об общедомовых площадях — как то лестничные клетки, чердаки, подвалы, крыши и так далее. Правда, стоимость расходов на ремонт будут все-таки рассчитывать из площади жилья граждан.

По словам начальника управления модернизации и стратегического развития министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ирины Гладышевой, пока озвучивается ориентировочная цифра в 5 рублей за квадратный метр. «Но непонятно, кто и на основании каких расчетов эту цифру вывел, — отмечает она. — Нужен более точный расчет, исходя из точной оценки требующего капремонта жилого фонда и предварительной оценки затрат на него».

По предварительным данным, в капитальном ремонте в Иркутской области нуждается порядка 80 тыс. домов, общая сумма необходимых затрат составляет порядка 130-150 млрд рублей. Хотя эту сумму предполагается скорректировать путем исключения из числа многоквартирных домов — зданий блочного типа, то есть на нескольких хозяев с отдельными входами. Госпожа Гладышева убеждена, что 5 рублей за квадрат — недостаточно, чтобы собрать все эти средства — даже в длительный срок. В то же время руководитель службы жилищного и строительного надзора Иркутской области Денис Воронов полагает, что большая сумма для некоторых жильцов окажется неподъемной. Тем более что, как отмечает госпожа Гладышева, ежегодно эта сумма будет корректироваться с учетом инфляции — то есть в сторону повышения.

В любом случае новая строка «на капитальный ремонт» уже в следующем году появится в квитанциях на оплату. В первые два месяца 2014 года жильцы на общем собрании должны будут определиться — как, где и под чью ответственность собираемые средства будут аккумулироваться.

Пока власти планируют предложить им на выбор два варианта: либо в одном из банков, соответствующих определенным требованиям, открывается счет, а управляет им либо ТСЖ, либо ЖСК или иная форма самоорганизации жильцов, либо региональный оператор. Региональным оператором должен стать специально созданный для этих целей областной фонд, который будет заниматься вопросами капремонта многоквартирных домов. И вторым вариантом аккумуляции собранных средств как раз является размещение их непосредственно на счетах регионального оператора.

В первом случае деньги будут просто копиться, более того, жильцы смогут общим решением использовать проценты от них на какие-либо цели. Во втором случае деньги хоть и будут формально фиксироваться на счету каждого дома, реально ими будут латать дыры — то есть использовать на ремонт тех домов, которые требуют срочного ремонта и не могут ждать 25 лет — именно таков максимальный срок сбора средств на капремонт, да и срок между ремонтами (или сдачей нового дома и его ремонтом) якобы не может быть дольше.

Представители министерства считают, что для граждан выбор второго варианта накопления средств будет оптимальным — средства будут в распоряжении областного фонда, проблемные дома смогут рассчитывать на то, что их отремонтируют раньше, чем накопилась бы сумма на ремонт на их персональных счетах.

Правда, не совсем ясно, в какой ситуации в результате окажутся дома, не требующие первоочередного ремонта — теоретически у них к определенному моменту на счетах накопится нужная сумма, но непонятно, каковы гарантии того, что она там будет реально с учетом перекрестного финансирования. И еще более непонятно, как быть в ситуации, если под первоочередной ремонт подпадет дом, где проживает изрядная доля злостных неплательщиков — средства на ремонт будут израсходованы, а обратно не вернутся. Госпожа Гладышева затрудняется в разъяснении этого момента, да и Денис Воронов отмечает, что решить проблему можно только на уровне реформы федерального законодательства — причем конституционного масштаба. Пока же единственная форма воздействия на неплательщика — выселение его, но с предоставлением другой, пусть меньшей по объему и с худшими условиями жилплощади. Однако сегодня практически ни у одного муниципалитета нет маневренного жилищного фонда — то есть выселять некуда, а значит и реальных мер борьбы с неплательщиками нет и не предвидится.

Вопросы вызывает и жилье, принадлежащее муниципалитету, где граждане проживают по договору социального найма. В данном случае именно муниципалитеты, как собственники, должны будут платить взносы на капитальный ремонт. Однако, к примеру, как отмечают эксперты, город Иркутск как собственник вопреки закону до сих пор не установил ни в одном принадлежащем ему доме счетчики на горячее и холодное водоснабжение. Возникает вопрос — будет ли он активнее платить взносы на капитальный ремонт.

В результате в январе-феврале 2014 года жильцам предстоит выбирать из двух зол: либо бесконечно копить по копеечке на собственных счетах — кстати, как отмечают чиновники, никто не мешает собирать им большие суммы, установлен будет только минимальный порог. Либо отдать деньги на откуп региональному оператору и надеяться на то, что тогда, когда средства понадобятся, они окажутся в наличии и их будет достаточно. А с мая будущего года, что бы они ни выбрали, в квитанции о квартплате появится новая строка, которая в той или иной степени проредит их бюджет.

Елена Петрова