Регионы прицениваются к платной парковке

В российских городах перенимают опыт столицы
Вслед за Москвой опыт введения платных парковок перенимают другие российские города. В Екатеринбурге и Краснодаре платные зоны уже действуют, власти Санкт-Петербурга, Казани, Хабаровска, Перми планируют брать плату с водителей с 2015 года. В Новосибирске разрабатывают концепцию платных парковок в областном центре, а власти Красноярска уже объявили конкурс на их организацию. В отличие от столицы для создания парковок города привлекают инвесторов.

Большинство российских городов практически полностью скопировали столичную модельорганизации платных парковок, существенное отличие лишь в тарифах. Фото Евгения Переверзева

Первыми после Москвы платный паркинг ввели в Екатеринбурге и Краснодаре. В центре Екатеринбурга действует платная парковка на 450 мест, до конца года количество мест увеличат до 1,5 тыс. Только в августе ею воспользовались более 12 тыс. человек. В центре Краснодара проект муниципальных парковок запустили в ноябре 2013 года: в настоящее время в городе работают 26 зон объемом более 830 мест.

В остальных городах платные парковки планируется запустить в 2015 году. В Санкт-Петербурге это случится в первом квартале года. В Смольном обещают до 2019 года организовать парковки на 65 тыс. мест. Тарифы еще не определены, а вот штраф за нарушение платной парковки составит 3 тыс. руб.

В отличие от Москвы во многих городах власти для организации паркингов ищут инвесторов, которые будут забирать часть собранных с водителей средств себе. В Нижнем Новгороде администрация выберет компанию, готовую вложить в организацию парковочного процесса 130 млн руб. (на условиях возврата в течение трех лет). Часть денег будет идти городу: бюджет соберет до 150 млн руб. ежегодно из расчета 70% загрузки парковок. Всего будет 3,6 тыс. машино-мест, цена хранения — от 20 руб. в час. В Казани пилотный проект в центре также будут реализовывать коммерческие компании по итогам аукционов, всего будет обустроено 27 зон на 1 250 машино-мест. При этом бесплатных мест в центре вообще не будет, льгот за пользование муниципальными парковками в выходные и ночное время не предусмотрено. На окупаемость чиновники планируют выйти через три-четыре года, потратив на обустройство парковок 36,5 млн руб. В Ростове-на-Дону выигравшая компания реконструирует участки улично-дорожной сети, отданные под парковку, а также будет эксплуатировать их, проводя ремонт и уборку территории.

Другие города практически полностью скопировали столичную модель, существенное отличие лишь в тарифах. В Саратове платные парковки введут в центре города, в пределах улиц Советская и Кутякова, цена — 20-40 руб. в час. В Ростове-на-Дону 6 тыс. платных мест власти хотят обустроить на 32 улицах в центре, цена — 30 руб. в час. В Перми с 1 июня 2015 года платными могут сделать все улицы в так называемом Центрально-планировочном районе, стоимость парковки будет начинаться от 10-20 руб. в час — это одна из самых дешевых парковок в российских городах.

В Красноярске на минувшей неделе департамент городского хозяйства администрации краевого центра объявил конкурс на организацию частных парковок. Согласно планам красноярских властей, предполагается создать платные парковки общей емкостью 1,5 тыс. мест: 809 машино-мест в 76 парковочных карманах, 621 машино-место на семи плоскостных парковках. Все они разместятся в историческом центре города, на его ключевых магистралях и поперечных улицах, примыкающих к ним. Это один из самых напряженных районов с точки зрения парковочных мест. Итоги конкурса станут известны 24 ноября. В платном режиме парковки будут работать с 9 утра до 18 часов в рабочие дни, их оборудуют автоматическими паркоматами. Стоимость одного часа составит 30 руб. и будет ежегодно индексироваться. Первые 15 минут стоянки — бесплатно. Запустить платные парковки планируется с февраля 2015 года. В качестве альтернативы создадут бесплатные перехватывающие паркинги, расположенные по маршруту курсирующего по центру автобуса.

Власти Новосибирска о создании платных парковок заговорили еще в декабре 2011 года. Тогда мэрия издала первый документ, регламентирующий эту деятельность: порядок создания и использования платных парковок. Через полгода муниципалитет установил плату за парковку в 10 руб. в час после первых пяти бесплатных минут, однако схема парковок так и не появилась. На минувшей неделе начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Валерий Жарков заявил журналистам, что городские власти намерены провести конкурс на разработку концепцию платных парковок и готовы привлечь инвесторов для реализации этой идеи. В пресс-центре мэрии „Ъ“ сообщили, что мэр Анатолий Локоть в ближайшее время проведет совещание по данному проекту. Предполагается, что платные парковки в Новосибирске появятся уже в 2015 году.

Иван Тяжлов, Дмитрий Мальков и Юрий Белов