Регион событийный

Приангарье делает ставку на развитие туризма не только на Байкале
Событийный туризм уже десятки лет пользуется особой популярностью во всем мире. Тысячи туристов ежегодно съезжаются на фестиваль тюльпанов в Голландию, Октоберфест в Германию или же знаменитый бразильский карнавал. Чем Приангарье хуже? — решили в Агентстве по туризму Иркутской области и начали наращивать событийные возможности нашего региона. К уже известным фестивалям клубники в Байкальске, Зимниаде и Ердынским играм в скором времени могут добавиться праздники и в отдаленных от Байкала территориях. Например, фестиваль вареников, который впервые прошел этим летом в Заларинском районе или же фестиваль охотников, рыболовов и путешественников.

Всего на поддержку событийного туризма — различных фестивалей — в 2014 году было выделено из областного бюджета 2,4 млн рублей. Фото Евгения Козырева

Иркутская область из года в год наращивает объемы туристического потока, свидетельствует статистика. По итогам 2013 года Иркутскую область, по данным Управления федеральной миграционной службы России по Иркутской области, посетило 79,2 тыс. иностранных туристов, что на 4,5% больше по сравнению с 2012 годом. Но и этот порог будет преодолен в 2014–м: только за первое полугодие в Приангарье приезжало уже 64,5 тыс. иностранцев. До конца года ожидается что эта цифра превысит 82,6 тыс. человек. При этом структура иностранного турпотока практически не меняется. Стабильно первые места по количеству посещающих регион иностранцев занимают Китай и Германия. После них идут гости из Южной Кореи, Монголии, Франции, США, Польши, Японии, Великобритании, стран СНГ.

Показатель внутреннего туристского потока в 2013 году по отношению к 2012 году вырос на 16% и составил 1306,6 тыс. человек.

Однако отмечающаяся положительная динамика омрачается сразу целым рядом факторов: сезонностью туризма в Сибири, концентрации на ограниченной территории берега Байкала и, конечно же, высокой стоимостью транспортной составляющей путешествия в Приангарье.

В региональном агентстве по туризму уверены: выходом, устраивающим все стороны турбизнеса, могло бы стать развитие событийного туризма. В Иркутской области отмечаются не только праздники, но и проводятся различные кино– и театральные фестивали, деловые форумы, ярмарки, выставки, спортивные состязания, праздники национальных культур. Использовать их большой продвиженческий потенциал — решение, лежащее на поверхности.

Показателен пример Байкальска, где на протяжении уже многих лет проходит фестиваль клубники. В планах Агентства по туризму максимально расширить список событий города, сделав из него город фестивалей. «Мероприятия должны проходить каждую неделю. КВН есть в Юрмале, может быть и у нас», — говорит руководитель агентства по туризму Иркутской области Марина Рожкова. Ведомство инициирует сейчас строительство в городе специализированной сцены для всех возможных мероприятий.

Но не только Байкальск может попасть в модный сейчас тренд событийного туризма. По словам Марины Рожковой, муниципалитеты области все активнее включаются в эту работу. Так, в 2014 году была принята программа по развитию туризма в Заларинском районе. Разрабатываются аналогичные документы еще в шести муниципалитетах. В том числе в Осинском районе, Шелехове, Свирске. Всего более чем в 25 МО сейчас работают специалисты по туризму, что еще пару лет назад было пределом мечтаний.

«Продвигая Иркутскую область и Байкал, мы ставим своей задачей продвижение и территорий, не прилегающих к озеру», — говорит глава агентства. Здесь вперед других муниципалитетов вырвался Заларинский район, где проводится очень интересный маршрут по истории пихтинских голендр, открыто три гостевых дома, впервые в этом году был проведен фестиваль вареников, межрайонный праздник охотников, рыболовов и путешественников. Для поддержания инициатив с мест в регионе планируется реализовывать и проект под рабочим названием «Туры выходного дня». Он проходит под девизом «Узнай свой край» и предлагает мальчишкам и девчонкам экскурсионные маршруты по различным территориям региона. Уже достигнута договоренность о поддержке этого проекта Байкальской пассажирской пригородной компанией. Предполагается, что с ее помощью уже в осенние каникулы первые желающие смогут ознакомиться с историей Заларинского района, проезд будет организован в отдельном вагоне электропоезда.

К следующему туристическому сезону в регионе будет вновь подготовлен событийный календарь, который был и в этом году. Но если раньше он составлялся только из событий министерств культуры, образования, агентства по туризму, то сейчас его подготовка ведется в тесном взаимодействии с муниципалитетами, рассказывает Марина Рожкова. Правда, она же признает, что в развитии этого направления работы есть и объективные трудности. Всего на поддержку событийного туризма — различных фестивалей — в 2014 году было выделено из областного бюджета 2,4 млн рублей. «При таких объемах мы вынуждены строго отбирать мероприятия, которым предоставляем софинансирование», — говорит глава Агентства по туризму. Уже известно, что в следующем году область точно поддержит юбилейный, пятый фестиваль деревянного зодчества «Лукоморье».

«Событийный календарь помогает нам взаимодействовать с другими регионами и странами. Для турбизнеса это возможность включать мероприятия в свои программы привлечения туристов в регион», — говорит Марина Рожкова. Таким образом, по ее мнению, может быть решен и вопрос сезонного ограничения туризма на Байкале, и его привязки к всемирно известному озеру. «Нам очень повезло, что у нас есть Байкал. Это бренд, который притягивает людей, но он же позволяет нам привлекать гостей и в другие территории, тем самым увеличивая срок пребывания туристов в Иркутской области», — говорит Марина Рожкова. Эти же меры, уверена она, скажутся в итоге и на снижении стоимости отдыха в Приангарье.