Реформа режет по живому
Доктор экономических наук, профессор Михаил Винокуров, член-корр РАН, директор ФГБУ «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека СО РАМН» Виктор Рукавишников и доктор технических наук, профессор, первый проректор ИРГУПС Анатолий Артюнин
Академик РАН Михаил Кузьмин полагает, что сегодня российские ученые как никогда должны проявить жесткость и твердость в отстаивании своей позиции: «Умение российского общества объединяться всегда спасало, когда страна переживала кризисы, и каждый раз плечом к плечу с остальными членами общества в этом строю были ученые. Их работа, исследования и открытия помогали России во времена Второй мировой войны, противостоянии с коллективным Западом после нее. Сохранившийся научный задел во многом и сейчас обеспечивает современной России ее положение на мировой арене. Однако сегодня настало время сплотиться вокруг самих ученых.
Мы переживаем период, когда фундамент отечественной науки и образования, на котором базируется мощь и потенциал любого современного государства, может попросту рухнуть в результате бездумных реформ, похоронив вслед за собой перспективы и надежды огромной страны на развитие и процветание. Именно поэтому родилась инициатива подготовки обращения к высшему руководству страны и лично президенту России Владимиру Путину, которое подписано ведущими учеными Сибирского отделения РАН.
Член-корреспондент РАН, директор ФГБУ «Восточно-Сибирский научный центр экологии человека СО РАМН» Виктор Рукавишников, также подписавший письмо, поддерживает риторику Михаила Кузьмина: «Обидно, что в нашем отечестве по-прежнему нет пророка. Письмо в этом отношении хотя бы сможет открыть представителям власти глаза на жуткий результат происходящих реформаторских процессов в науке. Появившемуся в результате перемен ФАНО (Федеральное агентство научных организаций — АН) достаточно было передать из научных институтов какую-то хозяйственную часть. Пусть бы управляли и совершенствовали те сферы, к которым ученые не имеют никакого отношения.
Однако сегодня деятели из ФАНО лезут в организацию научных процессов, в чем абсолютно ничего не смыслят. А в результате запускается механизм саморазрушения отечественной науки и образования. В первую очередь от этого страдают не столичные научные центры, а региональные отделения РАН, высшее образование на местах. Тем самым нарушается принцип формирования и поддержки того самого «интеллектуального научного бульона», формирующего эффективные достижения и образовательную мощь страны. А это непосредственно часть жуткого глобального плана по разрушению России, который, особо не таясь, реализуют наши так называемые «партнеры». И определенные результаты в свою пользу они уже могут записать — только посмотрите на образовательный уровень среднестатистических учащихся вузов, он непозволительно низок, это просто трагедия для страны».
Переживания ученого можно было бы списать на традиционное ворчание старшего поколения в сторону бесталанной молодежи, однако проректор ИГМУ Андрей Щербатых, изо дня в день наблюдающий студентов в их естественной среде обитания, разделяет точку зрения Виктора Рукавишникова: «Действительно, последние годы мы наблюдаем объективное снижение уровня образованности и интеллекта студентов. Поступить к нам непросто, в медицинском университете один из самых высоких проходных баллов, и, казалось бы, к нам должны стекаться самые талантливые ребятишки. Однако когда вчерашние школьные отличники начинают учиться в вузе, то вскоре выясняется: многие не могут получить элементарные зачеты по химии и биологии. Особенно низкое качество знаний у так называемых «целевиков», приезжающих издалека, из глубинки, поступающих по минимальному конкурсу. Из 40-45 поступивших по целевому набору до диплома доходит в лучшем случае четыре или пять. Конечно, есть и таланты, порядка 8% студентов заканчивают университет с отличием».
Доктор наук, профессор, первый проректор ИРГУПС Анатолий Артюнин предполагает, что в студенческих образовательных провалах виновата система школьного образования, также подвергнутая малоосмысленной реформе: «Буквально вчера принимал экзамен. Заметил, что все чаще студенты не могут продемонстрировать логическое мышление, заторможенная память — вот прямое следствие того, что школьников натаскивают на успешную сдачу ЕГЭ, который не стимулирует развитие осмысленных процессов у учеников. К тому же система ЕГЭ способствует росту вымывания лучших молодых абитуриентов в вузы других регионов. Благо, что введению системы единого госэкзамена достаточно долго сопротивлялось сильное и независимое поколение ректоров вузов, которое еще работало в 90-е годы. Если бы систему ввели еще тогда, сейчас мы бы наблюдали еще более плачевные результаты».
Переломить складывающийся негатив, по мнению ученых, могло бы более активное участие государства в развитии науки и поддержании достойного уровня образования даже без лишних затрат из бюджета. «К примеру, Владимир Путин ранее заявлял о том, что необходимо создать систему, при которой отечественную науку поддерживал бы крупный бизнес. Однако этот сигнал не оказался воспринят должным образом. Сейчас ученым помогают лишь отдельные энтузиасты, влюбленные в науку. Возьмем проект «Миры на Байкале» — большое серьезное мероприятие с солидным научным результатом, — напоминает Михаил Кузьмин о громкой экспедиции. — Его организовал и профинансировал предприниматель, общественный и политический деятель, доктор экономических наук, кандидат географических наук Михаил Слипенчук. А еще Михаил Викторович отстроил планетарий в Иркутске. Но вот где при этом наше государство, которое бы во всеуслышание объявило — вот Михаил Слипенчук, большой молодец, спонсор развития науки в Восточной Сибири, берите с него пример? Ничего такого не происходит, к сожалению».
Еще одна печальная тенденция — недостаточное внимание к уникальным отечественным разработкам ученых. «Известный иркутский ученый, профессор, доктор технических наук Саул Черняк разработал уникальный специальный сплав для стальных рельсов, которые можно эксплуатировать в условиях вечной мерзлоты. Однако у нас почему-то закупаются аналогичные, произведенные в Японии», — недоумевает Анатолий Артюнин.
Вместо поддержки отечественной науки с каждым годом сокращается ее финансирование. Доктор экономических наук, профессор Михаил Винокуров приводит пример, который попросту шокирует. По его словам, размер финансирования науки России в настоящее время сравним с суммами, которые выделяют своим ученым власти таких стран, как Албания и Болгария. «То, за счет чего мы сейчас еще нормально живем, это продажа природных ресурсов — колоссальная удача нашего государства. Но нужно осознавать, что это не вечно, стране нужны научные заделы, за счет которых мы будем создавать новые прорывные технологии, выстраивать экономику на иных принципах, — рассуждает Михаил Винокуров. — Пока же складывается впечатление, что в системе управления государством нет заинтересованных в развитии науки, в наличии умных людей в стране. И реформа сферы науки и образования направлена на то, чтобы она была не более эффективной, а менее затратной — вот вся ее циничная суть».
«Мы всей душой болеем за науку, генерацию новых знаний, разработку технологий, российские ученые готовы работать над результатами и достижениями, но все это требует соответствующего финансирования, без которого невозможно сформировать критическую массу исследований в том или ином направлении», — добавляет Виктор Рукавишников.
По словам Михаила Винокурова, сложившаяся ситуация сейчас напоминает ему события почти столетней давности: «После революции 1917 года науку, как отрасль, успешно развивавшуюся еще со времен Петра I, свели к минимуму. И только в 30-е годы, когда руководство страны поняло, что без научных прорывов во всех направлениях мы будем попросту уничтожены как государство, начались спешные действия по возрождению научной и образовательной школы. Они позволили нам в короткий срок нарастить военный, промышленный, экономический потенциал и благодаря всему этому справиться с последующими испытаниями во Второй мировой войне. Сегодня Россия также нуждается в восстановлении своего научного потенциала и для этого просто необходимо создавать соответствующие условия».
Александр Потапов