Рецепт экономической стойкости

Властям Иркутской области предстоит непростой 2016 год. Сложившаяся экономическая ситуация вынуждает членов правительства руководить регионами едва ли не в ручном режиме. Для того чтобы Приангарье пережило сложный период, властям придется отказываться от неэффективных расходов, дезавуировать популистские решения прежней команды чиновников, а также реалистично оценивать возможности дополнительных поступлений в бюджет. Подробнее об этом рассказывает председатель правительства региона Александр Битаров.
151202sp02
Александр Битаров: «Для начала мы должны определиться с грамотной экономической программой».

— Александр Семенович, насколько критична экономическая ситуация в регионе?

— Хвастаться особо нечем, и это чувствуется по многим признакам, которые наблюдаются в Иркутской области. Если обрисовать ситуацию несколькими словами, то состояние экономики реально печальное. В первую очередь потому, что не балансируется бюджет. Довольно много предприятий не исполняет своих планов по налогу на прибыль. Очень серьезно отличаются от плановых показателей сборы по налогам на доходы физических лиц (НДФЛ). В результате недобора этих двух налогов Иркутская область реально недополучает на сегодняшний день порядка 6 млрд рублей только по 2015 году. Каким-то образом восполнить такие потери Приангарью однозначно нечем. Единственный подарок, который нам достался из федерального бюджета, — это субсидия в объеме около 3 млрд рублей, которая тем не менее не позволяет сбалансировать бюджет. Кстати, больше нас — по 3 с лишним млрд рублей получили только Краснодарский край и Самарская область. Это к слову о тех заявлениях, что после того, как в Приангарье к власти придет коммунист, нам начнут все обрезать. Как видите, ничего подобного не происходит.

Ситуацию усугубляет и доставшаяся нам в наследство прежняя финансовая политика, при которой считалось нормальным наращивать дефицит бюджета и госдолг. Хотя такая политика ведет нас в тупик.

Три года назад госдолг области составлял около 4 млрд рублей, к концу 2015-го он достигнет 21,5 млрд рублей. Если динамика не изменится, то через пару лет регион получит максимальный госдолг, обслуживать которой станет крайне проблематично.

Дополнительно осложняют положение некие популистские меры, которые были приняты предыдущим губернатором во время предвыборной кампании. Речь идет о пресловутой заморозке тарифов. Этот шаг только за два года обошелся бы бюджету в 2 млрд рублей. Таких денег у нас нет. Кроме того, не были заложены в достаточном объеме суммы компенсаций расходов ресурсоснабжающих организаций. Разница между экономически обоснованными тарифами и реально установленными населению составила порядка 900 млн рублей. В бюджете было заложено 1,6 млрд, а нужно было предусмотреть 2,5 млрд рублей. Прибавьте к этому еще 520 млн рублей, потерянных от заморозки тарифов за 5 месяцев, и мы получим неутешительную картину.

Опять же в бюджете не было предусмотрено достаточной суммы дотаций на пригородные перевозки железнодорожным транспортом. В региональной казне было заложено 406 млн рублей, хотя правительство подписало обязательства на сумму порядка 660 млн рублей. То есть 250 млн нам необходимо дополнительно изыскивать и выплачивать.

Рассмотрим текущее экономическое состояние ряда региональных государственных предприятий. В «Облкоммунэнерго» и «Облжилкомхозе» оно предбанкротное, «Автоколонна 1880» — банкрот. По этим предприятиям мы еженедельно проводим совещания, чтобы хоть как-то спасти ситуацию, фактически переходим на ручной режим управления. Необходимо понимать, положение, в котором оказались эти структуры, складывалось на протяжении долгого времени. В связи с этим некие попытки обвинить нынешнее правительство, которое якобы довело до банкротства предприятия за два месяца работы, явно несостоятельны. Разбираться в ситуации будем серьезно и тщательно, надеемся, что решение найдем, однако общая тема такова — за что мы сейчас ни беремся, везде находятся накопившиеся сложности. Значит, те заявления, которые звучали ранее о хорошем положении дел в Иркутской области, реально ни на чем не были основаны.

— Каким видится выход из положения?

— Выход у сегодняшнего регионального правительства такой же, как и у всей страны — затянуть потуже пояса. Экономика России в непростом положении, при этом у нас большие и объективные траты на оборонку, на Крым, на обязательства по Чемпионату мира по футболу в 2018 году, поэтому ждать большой помощи от федерального центра не следует и это надо реально осознавать. Мы понимаем, сколько в кармане денег — столько мы и можем тратить.

Необходимо смотреть и вычислять неэффективные расходы, может быть излишне взятые на себя социальные обязательства, потому что если казна не позволяет, то выполнять их неразумно, в противном случае финансовая система может полететь. Начинать надо сегодня, делать болезненные шаги, принимать непопулярные меры.

Думаю, что в этом направлении региональное правительство поддержит и областной депутатский корпус.

Кроме того, необходимо работать и привлекать дополнительные доходы. Возьмем, к примеру, тему Корпорации развития Иркутской области. Когда мы эту структуру создали два года назад, то я, будучи депутатом Законодательного собрания, этот шаг всецело поддерживал. Я бы вообще предложил ежегодно брать 2-3% налоговых поступлений и направлял бы их через корпорацию в реальный сектор экономики. Однако решение хоть и было принято правильное, но деньги, к сожалению, почти два года пролежали на депозитных счетах корпорации. А они должны были реально работать, с их помощью можно было создавать совместные предприятия с частными инвесторами, развиваться. Ничего подобного не происходило, что неправильно. Конечно, мы в обязательном порядке эти финансовые ресурсы задействуем. Думаю, что в следующем году мы в корпорацию отчислять ничего не будем, а вот начиная с 2017 года, скорее всего, начнем. Таким образом, я считаю, можно будет повышать доходную часть бюджета.

— Какие статьи расходов планируется пересматривать, а какие будут оставлены без изменений?

— Главное, это заработная плата. При всей тяжести положения зарплата будет выплачиваться. Никуда не деться от темы платежей за коммунальные ресурсы, от субсидий в адрес муниципалитетов. Безусловно, как бы мы ни старались, в следующий год перейдем с кредиторской задолженностью в размере порядка 2 млрд рублей. Частично это долги перед строительными организациями, частично — перед железнодорожниками. Из 250 млн долга перед ними до конца года мы сможем выплатить только 100 млн рублей. Остальные 150 — в следующем году, и сделаем это обязательно. Такая проблематика присутствует во многих регионах, однако тему оставлять в подвешенном состоянии нельзя. Политика федерального центра такова: если региональные власти не будут дотировать железнодорожные перевозки, то им урежут финансирование по дорожным фондам.

Не исключаю, что мы придем к вопросу по пересмотру налоговых льгот для крупных предприятий, особенно если в дальнейшем ситуация будет развиваться по еще более негативному сценарию. Пока этот вопрос оставляем без особых изменений, коррективы касаются несущественных моментов. Определенная эффективность от этих льгот есть, и отменять их — это как пилить сук, на котором сидишь. Особенно если дело касается вновь открываемых предприятий, которые могут уйти в другой регион, где им такие льготы предоставляют.

По расходной части будем смотреть очень серьезно на возможности сокращения. Желание политиков быть хорошим и популярным порой очень сильно бьет по экономике.

Сейчас мы живем не по средствам, в Иркутской области принят ряд региональных социальных выплат, к которым федеральное правительство не обязывает, а объем заложенных на них средств составляет порядка 8,5 млрд рублей.

С одной стороны, это благие намерения, но исполняются они неэффективно. К примеру, я с большим удивлением узнал, что на компенсацию покупки дров для педагогов и медиков в сельской местности у нас тратятся сотни миллионов рублей. Механизм заложен таким образом, что в отдельных случаях человек может получить порядка 140-160 тыс. рублей на дрова. Это в каких объемах нужно топить и какие по площади помещения? Возникают вопросы к дотациям на транспортные перевозки, там записано столько людей, что кажется на бумаге «возят» даже тех, кто этими благами давно не пользуется. Вообще, судя по документам, различными оплачиваемыми льготами в Приангарье пользуется порядка 800 тыс. человек, неужели больше трети населения у нас больные или убогие? Думаю, что необходима серьезная ревизия, кризис — это, конечно, плохо, но зато мы начинаем выискивать резервы, приучаемся не тратить лишнего. Социальная помощь должна быть адресной, оказываться именно тем, кто в ней нуждается. Ведь у многих людей есть обеспеченные дети, родственники. Думаю, что органы соцзащиты и опеки должны поработать в этом направлении.

— Разделяют ли муниципалитеты настроения областных властей?

— С муниципальными образованиями необходимо поработать, на многих территориях имеются завышенные расходы. Работать будем с двух сторон: со своей — решать вопрос недофинансирования, с муниципальной — тематику излишних трат. Кое-где мэры в первую очередь предпочитают решать вопросы своего передвижения на транспорте, приобретают дорогостоящие автомобили, при этом порой им не хватает 1 млн рублей на топливо для котельных.

— Как в нестабильных экономических условиях будет обстоять ситуация с крупными проектами, заявленными ранее, в частности по аэропорту Иркутска, по созданию территорий опережающего развития в моногородах?

— Для начала мы должны определиться с грамотной экономической программой. У нас есть стратегия развития Иркутской области, принятая в 2009 году. Понятно, что это были совсем другие времена с точки зрения благополучия, а сейчас на дворе кризис, и он будет явно затяжным. Поэтому сегодня мы вместе с минэкономразвития, с привлечением других министерств и ведомств, научных кругов работаем над тем, чтобы ее пересмотреть. Во главу поставим антикризисный план, который должен быть готов в ближайшее время, к новому году.

Что же касается аэропорта, то в бюджете 2016 года средств на него не прописано. Это прибыльное предприятие, у них по году более 400 млн рублей прибыли, большая часть из которой будет потрачена на ремонт взлетно-посадочной полосы. Развитие аэропорта в том виде, который продвигался ранее, на наш взгляд, нецелесообразно. Его реконструкция с разворотом взлетно-посадочной полосы обходится дороже, чем строительство нового, порядка 49 млрд рублей в ценах 2008-2009 годов. Таких денег нет и не будет. На мой взгляд, в будущем аэропорт необходимо однозначно выносить за пределы города.

Говорить о реальной поддержке и развитии всех моногородов Иркутской области для региона преждевременно. Есть более актуальные и острые вопросы, требующие быстрого решения. Рассматривать отдельно тему моногородов сложно. Тему территорий опережающего развития можно объявить только на примере Усолья-Сибирского. Напомню, Усолье на федеральном уровне признано территорией опережающего развития. Там будут присутствовать определенные налоговые послабления, есть якорный инвестор. В 2016 году с Усольем как с ТОРом будут продолжать работать, мы увидим там определенное оживление. В регионе моногородами считаются еще и Байкальск, и Саянск, и Тулун в какой-то мере. Но поддержать и развивать все эти города в текущих условиях одновременно невозможно.

Александр Потапов