Реальная виртуальность

Молодой французский художник Бертран План при содействии всероссийской общественной организации «Альянс-Франсез» знакомит российскую публику со своим взглядом на реальность. Путешествуя на автомобиле через всю страну, в 12 городах он создает инсталляции, меняющие представления об обыкновенных вещах. Обычные предметы быта на глазах обретают свою фактуру, а потом вновь теряют ее, растворяясь в белом фрагменте действительности. С 12 сентября инсталляция, созданная специально для Иркутска, выставлена в галерее «Революция».

Инсталляция французского художника наглядно показывает зрителям, как меняется реальность в их сознании. Фото Екатерины Тангасовой

Свой художественный проект Бертран План назвал Bump it! Tour 2011. От Владивостока до Москвы художник едет на автомобиле, делая остановки, чтобы создавать уникальные инсталляции из предметов, подобранных по дороге или найденных уже на месте, и показывать их местным зрителям. Идея у всего проекта одна, но каждый раз она решена по-новому. Бертран берет несколько обычных старых вещей (столы, стулья, тумбочки, швабры, ведра и так далее), выстраивает их в определенном порядке и фотографирует, каждый предмет в отдельности и целиком композицию. Затем, оставляя вещи на своих местах, он аккуратно красит их в белый цвет. Фон, в котором они находятся, тоже белый. После этого полученные цветные фотографии загружаются в компьютер, обрабатываются и проецируются на предметы, сначала последовательно, затем целиком. Согласно задумке, вещи снова обретают плоть и кровь.

Эта идея пришла Бертрану еще в 2006 году, когда он сотрудничал с Национальным французским центром научных исследований. Сегодня он несет это послание всем россиянам, и чтобы было понятнее, что хотел сказать автор, использует знакомые для зрителей предметы. Так, например, в его иркутскую инсталляцию попал один из столов галереи «Революция», которые обычно накрывают для фуршетов. Сама инсталляция расположилась не в закрытом помещении, и таким образом зрители могут соотносить предметы, которые теряют свою фактуру, с окружающим пространством галереи, с которым ничего не происходит.

Современные технологии используются в данном случае в качестве метафоры: когда предмет теряет свою текстуру и цвет, он становится безликим, несуществующим, но при помощи проектора и специальной компьютерной программы вещи можно вернуть ее личные (личностные) признаки. Точно так же создается виртуальная реальность, компьютерные игры и прочее, но ирония в данном случае состоит в том, что все это происходит на глазах у публики. Получается, что сегодня, чтобы увидеть обыкновенную реальность, нам нужен компьютер.

При помощи совмещения реальности и виртуальности автор как бы дает понять, насколько современный мир зависит от высоких технологий, насколько замылен глаз смотрящего, привыкшего обо всем узнавать из Интернета. Выставка будет работать до 23 сентября.