Разводят на стрелках

Восточно-Сибирская железная дорога выполнила обещанное. Вчера прекратилось движение электричек сразу по восьми значимым маршрутам Иркутской области. Таким радикальным способом монополист пытается получить деньги от правительства Приангарья на возмещение своих затрат, которые терпит при перевозке пассажиров. Региональные власти уверяют: компенсировать большую часть выпадающих доходов ВСЖД должна федерация. Первый транш из бюджета страны ожидается в сентябре. Вот только железное терпение железной дороги уже закончилось…

Еще в середине минувшей недели жители Иркутской области, пользующиеся услугами электропоездов, были поставлены в полное замешательство. На станциях Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) появились объявления, в которых говорилось, что с 22 августа будет прекращено движение восьми маршрутов электропоездов на дневное и вечернее время. В черном списке оказались «Большой Луг — Черемхово», «Черемхово — Иркутск-Сортировочный», «Черемхово — Слюдянка», «Слюдянка — Иркутск-Сортировочный» и так далее.

Напомним, что в результате реформирования РАО «РЖД» передала часть нагрузки по перевозке пассажиров (эта деятельность является нерентабельной с точки зрения бизнеса — ВФ) регионам. Так, в Иркутской области была создана ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» (БППК). Доля правительства Иркутской области составила в ней 50% плюс 1 акция, РЖД — 50% минус 1 акция. Перевозки компания осуществляет на протяжении трех последних месяцев.

То, что причина такой «оптимизации», к которой грозила в начале минувшей недели прибегнуть ВСЖД, связана с финансовыми вопросами, было очевидно. Однако публичные разъяснения Восточно-Сибирская железная дорога сочла необходимым дать лишь в конце недели, после того как из командировки прибыли в Иркутск члены регионального правительства. На эту аудиторию, очевидно, и было рассчитано сообщение ВСЖД.

В пятницу ВСЖД пригласила журналистов на брифинг. Пока последние ожидали аудиенции в приемной, служащие железной дороги совершали променад вокруг приемной, то и дело заглядывая в распахнутую дверь.

— Какой ажиотаж, — не без удовольствия заметил один из них — мужчина в розовой рубашке.

— А разве не вашими усилиями организован? — поинтересовался корреспондент ВФ.

— Скажите спасибо губернатору. Пусть деньги нам из бюджета выделяет, — тут же нашелся сотрудник ВСЖД. Дальнейший диалог не завязался: служащий удалялся, не скрывая ширину своей спины, а кулаки спрятал в карманы брюк.

Зато разъяснять все пришлось другому наемному служащему — директору Байкальской пригородной компании Ринату Хабибуллину. Еще 12 августа он получил официальное уведомление от руководства дирекции пригородных сообщений ВСЖД, что с 22 августа железнодорожники прекратят выдачу подъездного состава Байкальской ППК. «По нашим подсчетам, это порядка 12 маршрутов, которые не будут обеспечены поездами. В итоге мы вынуждены были повесить объявления на станциях, чтобы предупредить пассажиров», — замечает господин Хабибуллин.

Причина, на которую указала ВСЖД: компания-перевозчик задолжала им некую крупную сумму — за аренду подвижного состава и за использование инфраструктуры (железнодорожные пути, станции, стрелки, депо). Дело в том, что собственных ресурсов для осуществления перевозок пассажиров у Байкальской компании нет, но свои услуги ей любезно предоставляет ВСЖД. Однако деятельность БППК далека от прибыльной — пассажирские пригородные перевозки повсеместно признаны убыточными. Поэтому своих доходов, чтобы расплачиваться с ВСЖД, у Байкальской ППК нет. Приходится субсидировать нерентабельную деятельность собственно заказчику услуг по перевозкам — региональному правительству.

Они выплачивают деньги по договору об эксплуатации электропоездов. За использование же инфраструктуры (это наиболее затратная статья расходов — ВФ) средства должны поступать из федерального бюджета. Собственно, в этом и заключалась суть реорганизации пассажирских перевозок, которая прокатилась по всем регионам — избавиться от нерентабельного бизнеса по пригородным перевозкам.

Министерство транспорта Иркутской области еще на подготовительном этапе такой «реформы» предвидело подобные конфликты и отказывалось запускать Байкальскую компанию на паритетных началах с железной дорогой. Глава профильного ведомства Петр Воронин все равно что смотрел в воду. «На нас повесят и подвижные составы, и ремонт электропоездов. А в собственности области даже нет депо, где эти самые поезда можно ремонтировать», — делился он мнением с ВФ в 2010 году, еще до появления региональной компании. Тем не менее тенденция была задана федеральными органами власти, и региону пришлось ее принять.

На брифинге ВСЖД Петр Воронин пожелал присутствовать лично. Однако посыпать голову пеплом он не стал и без лишних эмоций начал разъяснять журналистам, а заодно и (явно не в первый раз) представителям ВСЖД, как сегодня выглядит, по его мнению, ситуация. Так, первые суммы из облбюджета за использование состава уже ушли в ВСЖД — 40,16 млн рублей за два месяца, которые отработала Байкальская компания. Всего на год в бюджете Приангарья предусмотрено 243 млн рублей по этим расходам.

Выплачивать же средства за использование инфраструктуры — это прерогатива федеральных органов власти. Именно они обязались финансировать данную статью расходов региональным перевозчикам, и даже уже заложили 25 млрд рублей на эти цели в бюджете РФ, напомнил господин Воронин.

«Для Иркутской области предусмотрено из 25 млрд рублей порядка 700 млн на 2011 год. Это пока предварительная сумма. Определена и схема, по которой деньги должны поступить. Они пойдут напрямую из федерального бюджета в РАО «РЖД». Срок, когда будет окончательно урегулирован вопрос по выплате этих компенсаций, — сентябрь», — замечает Петр Воронин.

Естественно, взваливать на себя полномочия федерации регион отказывается — даже до конца сентября, хотя бы просто потому, что механизмов возврата этих средств, когда придут федеральные субсидии, не существует. «Сами понимаете, взять просто так и выплатить сейчас 700 млн из региональной казны невозможно. Поэтому платить эти суммы область не будет», — обратился к аудитории министр.

Еще один козырь, которым пытается крыть министерство, — заключение Региональной службы по тарифам (РСТ). Регулировка тарифов на пассажирские перевозки относится как раз к компетенции этой структуры. Поэтому именно она в своем заключении дает информацию о том, какой объем доходов теряет компания и на какую сумму компенсации она может рассчитывать из областного бюджета. «Экономически обоснованная сумма» этих выпадающих доходов, просчитанная РСТ, по информации правительства Иркутской области, составляет всего 229,5 млн рублей.

Если же ВСЖД с заключением не согласна, то есть другой, «цивилизованный» вариант, прозрачно намекнул Петр Воронин, это поиски правды через Арбитражный суд. Тем не менее еще в пятницу он выразил однозначную уверенность, что понимание найдено, и поезда остановлены в понедельник не будут. Однако этим предсказаниям не суждено было сбыться. Вчера, как и обещала около недели назад ВСЖД, движение было прекращено по восьми социально-значимым маршрутам.

Таким образом, выводы чиновники сделали однозначные — решение остановить движение поездов незаконное. «Лица, которые приняли решение и отдали команду, на мой взгляд, должны понести ответственность», — резюмирует Петр Воронин.