Разговор с космосом

на выставке Александра Аносова
Известный иркутский фотограф Александр Аносов на прошлой неделе представил вниманию публики свою новую выставку «Гармония хаоса». Экспозиция открылась в отделе сибирского искусства художественного музея им. В.П. Сукачева и включает в себя 60 черно-белых снимков, сделанных в разные годы на пленку и отпечатанных вручную. Оцененный не только у себя на родине, но и во Франции, где удостоился медали за вклад в культуру, автор показывает сибирские пейзажи как непостижимый космос, который одновременно пугает своим величием, но и вызывает на разговор.

Фотограф Александр Аносов умеет показать в своих пейзажах настоящий космос. Фото Евгения Козырева

Фотографии Александра Аносова более всего напоминают графику, настолько безупречно они выполнены с художественной точки зрения. Неслучайно он стал первым фотографом, для кого в свое время открыл залы иркутский художественный музей. Именно он сумел доказать консервативным музейщикам, что фотография не уступает в художественной ценности произведениям изобразительного искусства. С тех пор выставки его работ проходили не только в Иркутске и других городах России, но и во Франции, где творчество автора из Сибири очень полюбили художественные салоны и частные галереи. А по итогам выставки во французском городе Труа в 1994 году Александр Аносов даже был удостоен медали за вклад в культуру.

«Здесь можно предчувствовать в напряжении контрастов, нарастающей драматизации, близости трагедии скрытое присутствие противоречий, происходящих в глубинах жизни. На основе простой фотопленки Александр Аносов показывает обновление и возрождение того, что изменяет вселенную, объединяет дерево и камень, эфемерность облаков в молчании огромных пространств; взаимодействие сил, которые появляются из хаоса и создают жизнь», — писал о творчестве иркутского фотографа в 1997 году искусствовед Кристиан Ноорберген в парижской газете «Мировая панорама».

Родившийся в 1951 году в Улан-Удэ Александр Аносов стал заниматься фотографией с самого детства. Позже уже в Иркутске стоял у истоков возрождения Иркутского фотографического общества и до сих пор является для его участников непререкаемым авторитетом. Особенность его стиля — монохромный минимализм, сочетающий в себе первоэлементы. Нередко в его работах можно увидеть противостояние земли и неба, камня и воды, дерева и воздуха. Под стать изображению — поэтические названия работ: «Камни идут», «Глаз тишины», «Остров молчания», «Тень и камень«…

Хронология работ достаточно обширна, здесь есть, например, фотография «Мое окно», которая датирована 1969 годом и впервые была экспонирована на Всесоюзном конкурсе фотографии. По словам автора, эта работа для него служит настоящим талисманом и участвует во всех его выставках. Однако большая часть фотографий сделана в 1990-х годах, в период настоящего творческого прорыва.

«Александр Аносов ищет утраченное время, время, обращенное вспять, к своей изначальности, — размышляет искусствовед Тамара Драница, курирующая выставку. — Пространство и время обозначены автором черным и белым, наделенными значением начала и конца светового спектра. В этом черно-белом диалоге совершается некое драматическое взаимодействие, не переходящее в трагический конфликт — наоборот, все это созидает и выстраивает странные ностальгические ландшафты, в недрах которых пульсирует и непрерывно рождается живая материя. Природа Аносова не бесстрастный объект, а исполненный непостижимого смысла живой космологический субъект. Он у нас главный космолог. Если говорить об аналогиях с изобразительной классикой, то я тут вижу сезанновско-пуссеновский стиль, где геология и космический дух слились в единое целое».

Антон Кокин