Расширяя горизонты

Выставка графики североамериканских индейцев представлена в Иркутске
Современное изобразительное искусство Америки, а тем более культура его коренного населения, остается большой загадкой для европейского сознания. Что говорить о жителях Приангарья, которые впервые получили возможность познакомиться с графикой североамериканских индейцев из различных племен. Экспозиция с необычным названием «Сны осьминога» открылась 27 февраля в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. На полусотне работ тридцати авторов — сочетание традиционных верований и жизненного уклада с размышлениями о сегодняшней цивилизации средствами современного искусства.

Работы североамериканских индейцев сочетают в себе социальное высказывание и юмор. Фото Евгения Козырева

Выставка приехала в Иркутск благодаря Московской биеннале современного искусства и ее генеральному директору Андрею Мартынову, который является давним другом Иркутского художественного музея и не раз представлял в его залах экспозиции из разных стран. Однако сначала «Сны осьминога» в рамках Американских сезонов в России и при официальной поддержке Генерального консульства США в Екатеринбурге побывали на Урале летом прошлого года.

Впрочем, екатеринбургцам повезло больше иркутян — в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на протяжении нескольких месяцев демонстрировались 200 работ, после чего выставка отправилась в другие города России, уменьшаясь в размерах. Например, в Иркутск «Сны осьминога» приехали из Томска уже в сильно усеченном виде — зрители могут увидеть всего 54 работы — однако этого вполне достаточно, чтобы составить представление о том, насколько богато, глубоко и разнообразно изобразительное искусство коренных народов Северной Америки.

Несмотря на то, что самой популярной у авторов является смешанная техника, в экспозиции представлено все многообразие графики: начиная от карандашного рисунка (выполненного на бланке налоговой декларации) до ксилографии, монотипии, линогравюры и шелкографии, есть также коллаж и фотография. «Почти все авторы имеют художественное образование, так что все работы абсолютно в высшей степени профессиональны», — отмечает заместитель директора Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева по научной работе Татьяна Огородникова, которая курирует выставку в Иркутске.

Названием выставки послужил образ из стихотворения одного из авторов экспозиции — индейского художника Скотта Момадея: «Интересно, ночью в морской глубине, видит ли сны осьминог обо мне?»

Впитав в себя все мировые художественные практики и достижения современного искусства, авторы не забывают свои национальные корни и культуру, которые служат основой к творчеству. Произведения художников многослойны по смысловому наполнению и демонстрируют сложное сочетание восприятия действительности современными потомками коренных народов США. С одной стороны, обычаи, присущие различным североамериканским народам, впитанные с молоком матери и явно соблюдаемые до сих пор, с другой — отношение к мировым проблемам и текущим политическим вопросам. Совмещая в своем сознании национальную идентичность и в то же время чувствуя себя частью большого мира, индейцы создают уникальные работы, имеющие особую ценность в современной культуре.

Способы выражения древней культуры и проблем, которые хотят донести до зрителей авторы, адекватны современному состоянию мирового изобразительного искусства и даже иронично вступают с ним в диалог. Иногда это почти примитивистский минимализм: предельно лаконичный, без лишних деталей — как в работе Рета Линга «С одной стороны пламя, с другой стороны — любовь», на которой изображен человек, идущий по канату. Иногда — переосмысленный в этническом ключе поп-арт, как в работе Дебры Йены-Паппан, где традиционное жилище индейцев типи украшает логотип торговой марки Hello Kitty (картина называется «Привет Кити Типи«). Интересны работы Эдгара Стая птиц (имена авторов доставляют на выставке отдельное удовольствие), выполненные в стилистике социального плаката. На одном из них — надпись по-английски: «Даешь работу, мистер Босс!», будто написанная белой краской на черной стене; на другом — лицо улыбающегося индейца, нарисованное в мультяшном стиле на кроваво-красном фоне (работа называется «Улыбка расизму«). Также стоит внимания работа Нила Амброуза-Смита «Космический ковбой», на которой изображенный человек является одновременно и индейцем и ковбоем. Или художник Стефан Вуд, который изображает маски индейских духов в стилистике поп-арта Энди Уорхола, намекая на то, что в стране победившего капитализма национальные корни стали объектом продажи и вышли в тираж. Также осмыслению современных индейских художников подвергаются образ президента Барака Обамы или, например, атака башен-близнецов исламскими террористами.

Даже беглое знакомство с творчеством небольшого числа художников, представленных на выставке, позволяет ощутить невероятное богатство художественных подходов, течений и размышлений, которыми живет современное искусство коренных народов Америки. Экспозиция «Сны осьминога» в этом смысле способна сильно расширить горизонты любому зрителю, а потому обязательна к просмотру.

Антон Кокин