Расписанные берега Лены

Бежит, изгибается сонная неторопливая река Лена. Одна из крупнейших и протяженных в Сибири. А в верховьях ее пляшут по скалистым берегам рисунки-петроглифы. Одна из самых известных и крупных галерей в стране, оставленных живописцами давно минувших лет.

Пейзаж, достойный кисти художника, открывается здесь, в долине Лены, в верховьях ее течения. Извилистая сибирская река показывает свои бока — то вправо, то влево она норовит свернуть, но путь остается все-таки неизменным. Водную гладь нарушает лишь редкая рябь. Изумрудные от летней сочной травы берега, плоские только на подходах к воде. А дальше они упираются в скалистые красновато-кирпичные от выступающих пород стены, стены эти и сопровождают Лену в ее неспешном шествии.

И живописец вдохновился. На краснокаменном холсте почти на протяжении 2 км вдоль Лены растянулись работы мастеров разных эпох. Шишкинская писаница (рядом находится деревня Шишкино) — такое название получила «галерея». Сегодня талант древних мастеров широко признан: писаница является памятником археологии. Туристы, ученые, местные жители — частые гости тут: автомобильная асфальтированная дорога проходит прямо под скалистой стеной, разделяя сушу и воду. Но когда-то все было иначе, когда-то значимость этого объекта для науки ставилась под сомнение.

Для человека лошадь всегда была чуть ли не самым главным четвероногим товарищем — изображения охотников верхом на конях свидетельствуют о том

Сколько людей, столько и мнений. Впервые в научное поле зрения этот уникальный памятник истории попал в 1733-1743 годах. Известный исследователь, ученый, академик Миллер провел первую Камчатскую экспедицию; после исследования петроглифов в верховьях Лены пришел к выводу, что научной, а заодно и практической ценности изображения не несут. Во время той поезди ее участниками зарисовано, скопировано было с подлинных наскальных рисунков лишь несколько. Несколько — из 2-3 тысяч рисунков!

Уже совсем иной оборот приобретает дело, когда в конце 20-х интерес к ним проявляет другая, не менее известная личность — археолог, этнограф, историк Алексей Окладников (родился он, кстати, на берегах верхней Лены в Жигаловском районе). Он занялся более полным изучением писаницы. Ученый первым попытался датировать петроглифы, в итоге выделил несколько хронологических групп. Отличительные признаки той или иной группы — стиль исполнения, материалы, техника.

К палеолитическим (15-10 тысяч лет назад) отнесены изображения быка и лошади. Оба рисунка довольно крупных размеров, практически в натуральную величину. Это, по мнению Окладникова, является главным отличием от неолитического периода в живописи.

Петроглифы неолита — фигуры лосей и маралов. Встречаются уже и композиционно оформленные изображения, появляются фигуры, напоминающие человека. Очевидно, шаманы с характерными головными уборами из перьев.

Бронзовый и железный век, по Окладникову, отметился на писанице «рогатыми» антропоморфными фигурами — контурами с поднятыми руками — и несколькими териоморфными фигурами. Среди них известны особо композиция лодок и гребцов «Солнечная лань», фигура мифического зверя, «глотающего солнце», и несколько окаймленных лучами дисковидных предметов.

Туристы и ученые — здесь частые гости: автомобильная асфальтированная дорога проходит прямо под скалистой стеной, разделяя сушу и воду.

Раскинулись на каменных берегах Лены изображения, датированные средневековьем — VI-X вв. нашей эры. Складываются они во вполне конкретные сюжеты — вот взялись за руки, возможно для хоровода, фигурки людей. В седле мчатся охотники, прорисованы и их жертвы. Очень важным мотивом в творчестве здесь являются изображения всадников, причем групповые. Внимательно прорисованы лошади — грудная клетка, тонкие ноги, вытянутое тело и небольшая голова. В этот исторический период для человека лошадь была чуть ли не самым главным четвероногим товарищем — изображения охотников верхом на конях свидетельствуют о том.

Еще один тип петроглифов — так называемые позднейшие писаницы (X-XVIII века) и рисунки курыканского периода. Тематически позднейшие схожи с ранним средневековьем. И люди, и животные присутствуют здесь, но изображения выполнены в более упрощенной манере, достаточно схематично — линии, черточки, геометрические фигуры. К примеру, тело человека или животного лишено динамики, изображено, как правило, прямоугольником неправильной формы. Свидетельство присутствия курыканских племен на Лене — сюжетные рисунки: вот несется группа всадников, в воздухе развеваются знамена, тянутся караваны с верблюдами и повозки.

Правда, далеко не все коллеги Окладникова согласились с такой хронологией, некоторые ученые исключают возможность сохранения рисунков палеолита — слишком серьезный срок для художественного полотна, пусть даже каменного.

Все уникальное притягивает зрителей. А массовость в свою очередь губит все уникальное. Сегодня изображений, которых, по разным данным, насчитывалось на писаницах 2-3 тысячи, остается все меньше и меньше, а рядом с петроглифами появляются современные «рисунки». Эта проблема — общая для всех подобных памятников. И даже попытки охранять шишкинские рисунки не дают результатов, свидетелями чего становимся и мы: скромный «натюрморт» разместился у одного из петроглифов — распитая бутылка алкоголя, сигареты, недоеденная закуска.

Уничтожает петроглифы и время, как уверяют иркутские специалисты из Центра сохранения наследия. Перепады температуры — очень низкая зимой и высокая летом, снег, дожди — все это разрушает скалы. А заодно и рисунки.

Анна Павлова