Радостное путешествие в неизвестное
— Насколько активно гастролирует сегодня ваш театр и важно ли для вас оказаться в далеком сибирском городе?
— Наш театр гастролирует очень активно. Только в этом году мы начали с Нового Уренгоя, потом Питер, Москва, Севастополь, Симферополь, Евпатория, Казань, только что вернулись из Германии, сейчас Иркутск, потом Новосибирск, Тель-Авив и Архангельск. Такой плотный график, которого просто не бывает. Для нас быть в каждом городе очень важно, но так же, безусловно, важно это и для городов, в которые приезжает театр, потому что приезд любого нового театра — это расширение театрального пространства. Зрители привыкают к своим театрам, и им начинает казаться, что только такие они и бывают. А когда возникает возможность видеть другие направления, то появляется представление о неисчерпаемом разнообразии. А для нас это важно еще и потому, что выступления в других городах — всегда момент проверки себя на профессиональную пригодность. Плюс это еще сплочение коллектива, который оказывается в трудных условиях, потому что гастроли — это всегда двойная нагрузка.
— Какие у вас ожидания именно от Иркутска?
— Для меня это совершенно новый город, потому что мне никогда не приходилось бывать дальше Новосибирска. Поэтому ожидания связаны с новыми впечатлениями, встреча с новым краем, новыми людьми, новым зрителем, и с Байкалом, конечно же. Для меня это радостное путешествие в неизвестное.
— Как сложились гастроли в Иркутске? Было ли это ваше желание или гастроли инициировала иркутская сторона?
— Инициатива исходила главным образом от нас. Министерство культуры, которое сейчас занимается поддержкой гастрольной деятельности театров России, предложило нам несколько направлений, среди которых был и Иркутск, и мы его выбрали. А дальше уже иркутская сторона проявила заинтересованность.
— Чем вы руководствовались при выборе спектаклей для иркутского зрителя? И почему для вас оказалось важным привезти две музыкальных постановки?
— Мы всегда руководствуемся одним — привезти все самое интересное, лучшее, спорное, что, на наш взгляд, является значимым для театра. Но еще, конечно, играет роль чисто техническая сторона гастролей — перевозка декораций, возможности площадки и так далее. А что касается музыкальных спектаклей, они сейчас вообще занимают в нашем репертуаре большое место. Хотя это не совсем музыкальные спектакли — это буквально спектакли-концерты.
Театр — это достаточно вольная территория, где можно попробовать пофантазировать о жизни, заглянуть в бездны человеческого кошмара и в то же время удивиться высотам человеческого восхождения.
— Это какой-то особый жанр для вас? Как родились эти спектакли?
— Они по-разному сложились. «Театральный блюз» возник благодаря инициативе поющих актеров, которые попробовали организовать при участии нашего заведующего музыкальной частью Игоря Есиповича какую-то сложно скроенную музыкальную картину. А спектакль «Он не вернулся из боя» мы готовили ко Дню победы, и получилась серьезная работа, небанальная и очень содержательная.
— Как бы вы могли охарактеризовать репертуарную политику вашего театра? Какое место в вашем репертуаре занимают развлекательные спектакли и серьезные постановки?
— Мы стараемся работать комплексно, чтобы охватить максимальное количество зрителей с разными вкусовыми пристрастиями. Поэтому у нас есть и экспериментальная драма, и современная радикальная драматургия, и серьезные классические постановки, которые всегда интересны, и легкие развлекательные спектакли. В идеале это должно находиться в некой гармонии.
— Академический статус вашего театра накладывает какую-то особую ответственность?
— Академический статус всегда повышает значимость театра и накладывает большую ответственность. Но для меня лично это больше наказание. Мне кажется, театр — вещь достаточно живая, очень непредсказуемая. Один сезон может пройти блестяще, а другой может не случиться вообще. Режиссеры все время ищут новые подходы к зрителю, пробуют новый театральный язык, в результате что-то получается или катастрофически не получается. И это нормально для театра. Поэтому делать спектакли, заранее просчитывая успех, невозможно. А, имея академический статус, театр как будто заранее обеспечен успехом и великими постановками, в определенном смысле все это, наоборот, мешает. Потому что привязывает к определенному стилю и эстетике. Само слово «академический» это уже немножко памятник.
— Расскажите о своем спектакле «Цианистый калий… С молоком или без?» Почему для вас было важно его поставить?
— Было желание после серьезных работ, которые я делал в театре, попробовать какой-то другой жанр. Но мне не хотелось ставить просто легкий развлекательный спектакль, черная комедия в этом смысле — уже совсем другая история. Я и сам люблю черный, сложный юмор. Но на самом деле это и не совсем комедия — это очень трагическая история, скрытая под таким легким, на первый взгляд, жанром. Это та же самая моя любимая трагедия, мой любимый жанр в театре. Потому что и жизнь, по сути своей, трагична. Поэтому трагедия — это такой пересказ жизни.
— Какую публику вы рассчитываете увидеть в Иркутске на своих спектаклях?
— Очень хотелось бы увидеть публику, включенную в процесс, чтобы она не была забита школьным пониманием театра о том, что он должен воспитывать и вести какую-то идеологическую работу. Театр — это достаточно вольная территория, где можно попробовать пофантазировать о жизни, заглянуть в бездны человеческого кошмара и в то же время удивиться высотам человеческого восхождения.
Беседовал Антон Кокин