«Радость моя, как хорошо, что я на тебе езжу!»

Максим Полетаев вошел в свой кабинет, сияя и пританцовывая. В руках председателя правления Байкальского банка Сбербанка РФ было подписанное правлением заявление об отпуске. «Моя жена и дети сейчас на юге отдыхают, и я хочу, наконец, быть вместе с ними. И ни о чем другом даже думать не желаю!» — заявил он. Интервью AL стало одним из последних официальных дел банкира перед отпуском. Максим Полетаев оставляет Иркутск надолго — после отдыха его ждет полугодовая стажировка в Германии. Готовясь временно переложить весь груз забот на заместителей, господин Полетаев рассказал Светлане Потапчук все — о десяти своих автомобилях, жизни в кредит и драках на дороге.

Нужно быть абсолютно уверенным в машине — вот и все критерии. Ну и необходимо получать удовольствие от автомобиля, конечно.

— Я получил права вместе с аттестатом зрелости, начал активно водить с 4 курса университета, когда появилась собственная машина. Это была двенадцатилетняя «Нива», у которой внезапно полетел передний мост, и мы ездили на одном, заднем. Это было нелегко, — вспоминает Максим Полетаев, и оказывается, что подобного «нелегко» в его жизни было достаточно — одну за другой он сменил две подержанные «восьмерки», ВАЗ 2199, подержанный же белый Volksvagen Passat, о котором сохранились самые приятные воспоминания, и две новых «десятки», за которыми последовала «Шеви-Нива».

— Она была из серии экспериментальных машин, которые только появились и еще не позиционировались как Chevrolet, а были просто «Нивами». И это, надо сказать, была катастрофа полная — машина сыпалась постоянно. Неделю ездишь, неделю стоит в сервисе. Из нее, кстати, торчал некий патрубок, в котором имелась аккуратно забитая деревянная пробка. И определить, что это такое, не было никакой возможности — документация на этот автоэксперимент отсутствовала в принципе. Пришлось так и ездить. Я его только прикрутил понадежнее, чтоб не торчал. «Ниву» эту я тоже, слава богу, продал, — рассказывает банкир и, кажется, в очередной раз испытывает облегчение. — Взамен мы с женой купили Toyota Avensis Versa, нашу первую новую иномарку. С 2003 года на ней и езжу, то есть сейчас ездит в основном жена. Это был ее выбор, кстати. Мы поехали в салон покупать Volksvagen Passat, но жена увидела эту машину и больше от нее не отошла.

— Чем она так привлекла вашу супругу?

— Это минивэн, семиместный и очень вместительный. Наворотов немного, но все необходимое в этой машине есть. Кроме того, она сама по себе очень красивая — необычный для того времени дизайн, цвет морской волны. Плюс японская сборка, что немаловажно. Хороший удобный семейный автомобиль.

— Судя по всему, вы не используете автомобили в качестве средства подчеркнуть статус?

— Я — нет. Конечно, если ты сядешь на «Запорожец», это будет экстравагантно, но… Разумеется, автомобиль должен соответствовать, деньги ведь зарабатываешь для того, чтобы получать удовольствие от жизни. А «статусность» для меня не имеет особого значения. Скажем, если сравнить модель S-класса от Mersedes и, к примеру, Toyota Camry, то первый будет дороже едва ли не в два раза. При этом Camry собирается в Японии, японскими рабочими, с соответствующим качеством, и эта сборка не идет ни в какое сравнение со сборкой на заводах Mersedes даже в Германии, где трудятся эмигранты из Турции и стран бывшего СССР. По опыту знакомых я вижу, что хваленое качество Mersedes не выдерживает никакой критики. А если подумать еще о том, что $30 тыс. нужно заплатить просто за марку и, грубо говоря, понты — очевидно, какой выбор сделает здравомыслящий человек. Если уж хочется подчеркнуть статус — купите Bentley и ездите — скромная такая, хорошая машина за 350 тысяч евро. Так сейчас очень модно делать в Москве. Еще на Lamborghini ездят некоторые, но это уж совсем извращение — за МКАД выехал и подвеску оставил прямо там же. Я в Москве ездил тоже на Avensis, сейчас взял в лизинг новую машину. Какую — пока не скажу. Хорошую. Большой красивый внедорожник. Но тоже, кстати, для подчеркивания статуса — не вариант.

— Почему внедорожник?

— Бывая в Москве, я часто езжу в Ярославль — заканчиваю дела к восьми вечера, сажусь за руль… Четыре с половиной часа пути, разные погодные условия, часто снежные зимы, в машине — супруга, а иногда и вся семья. Знаешь, что просто должен доехать, и нужно быть абсолютно уверенным в машине — вот и все критерии. Ну и необходимо получать удовольствие от автомобиля, конечно. Исключительно из соображений надежности, кстати, мы выбрали Toyota Land Cruiser 100 в качестве служебной машины в Иркутске. Я езжу в основном на нем, часто — с семьей. И важно, чтобы машина была вместительная, полноприводная, с контролем курсовой устойчивости — это безопасность. А для Москвы Land Cruiser покупать не имеет смысла — очень он неюркий, дороги там такой проходимости не требуют… Да и жрет он сколько!

— Неужели с точки зрения экономии рассуждаете?

— С точки зрения частоты заправки — постоянно же нужно останавливаться и заправлять его.

— Что, кстати, может вывести вас из себя на дороге?

— Вопрос из серии «как вы расслабляетесь?» — «а я не напрягаюсь«…

— Неужели получается?

— Ну как… всех женщин перецеловать нельзя, но стремиться к этому нужно… Так и здесь. От вождения я получаю удовольствие, отдыхаю, когда рулю, это однозначно. Напрягался, когда начинал ездить в Москве, и напрягаюсь до сих пор, такие уж там условия. Меня раздражает, наверное, то же, что и всех. То же, чем раздражаю я — например, когда поворачиваю, не включив поворотник…

— А вы так делаете?

— Бывает, конечно, — все так делают. Один раз мы с одним водителем чуть не разодрались на дороге, страшная ситуация была. Я вез своего старшего сына к маме на дачу под Москвой. Как полагается, встал в левый ряд, включил левый поворотник, пропустил всех, кого нужно было пропустить, и, не особо внимательно посмотрев в зеркало, начал поворачивать. Тут же с визгом тормозов чуть левее меня на обочину вылетает машина. Из нее выскакивает парень, уже готовый со мной драться, я тоже выскакиваю готовый… Следует беседа, состоящая сплошь из непереводимых идиоматических выражений… Он не бросился на меня с кулаками только потому, что увидел в машине ребенка. А оказалось, что я был не прав — перегорела лампочка в поворотнике, не заметил. Сделал выводы.

— Как человек, который довольно много ездил на подержанных автомобилях, как вы относитесь к стабилизации рынка подержанных «японок» и росту спроса на новые сертифицированные иномарки? Готов наш менталитет к отказу от вторичных машин?

— Мой — давно! Я на самом деле очень положительно к этому отношусь. Людей загнали в ситуацию с правым рулем, прежде всего, разрешительной государственной политикой. Каждый из нас, покупая эту подержанную праворукую машину, совершает преступление с точки зрения экономики — тем самым мы поддерживаем рынок помоек в Японии. Если бы год перетерпеть, категорически запретить ввоз — это, наверное, был бы некоторый шок для автомобилистов. Но в результате мы могли бы иметь совсем другие позиции как государство в переговорах с японцами по открытию здесь сборочных производств. Сейчас же остается только ждать, что этот процесс, хоть и с опозданием, и на других условиях, но пойдет — он уже начался. Более обеспеченные люди, отъездив на произведенных у нас иномарках год-два, начинают их продавать, постепенно сформируется вторичный рынок этих автомобилей, который полностью закроет потребности различных слоев населения.

— Не секрет, что основная возможность активизировать спрос на новые автомобили сейчас — развитие рынка кредитования. Вам, как банкиру, есть чем порадовать автомобилистов в этом отношении?

— Мы активно выдаем автокредиты и работаем над этим продуктом. Сегодня он у нас, могу это признать, не лучший на рынке. Думаю, в июле-августе будет достигнута достаточно серьезная либерализация условий по нашим автокредитам. Я сам купил машину в Москве в кредит — взяв его на немного других условиях, может быть, но тем не менее. И жилье купил в кредит, потому что считаю, что это выгодно, хотя у меня доходы средние или даже выше среднего. Темпы роста цен на недвижимость таковы, что лучше купить сейчас, чем накапливать средства. Потенциал у кредитования большой: на протяжении последних 15 лет наше население — это самый платежеспособный сегмент экономики, даже во времена кризиса просрочки выплат по кредитам физических лиц были минимальными. Так что можно ожидать, что кредитование будет развиваться очень интенсивно, а условия становиться привлекательнее.

— Если в случае с недвижимостью выгода от кредита очевидна — темпы роста цен в любом случае превышают банковские ставки — то с автомобилями все иначе: они со временем теряют в цене. Наверное, это останавливает многих…

— Кредит дает возможность получить некое благо сейчас, а не через пять лет. Если вам нужно просто добраться из пункта А в пункт Б — эта проблема легко решается общественным транспортом. Но почему-то он вам не нравится, и вы выбираете личное авто. Можно купить машину дешевле, исключительно на собственные сбережения. Пресловутые $7 тыс. — и у вас отечественная машина со всеми ее прелестями или подержанная «японка». Добавив к своим накоплениям такую же сумму кредита, вы можете позволить себе, скажем, Hundai или Mitsubishi — автомобиль новый, что дает уже другой статус, с подушками безопасности, ABS, надежный и с гарантией. И, не приведи Господь, что-то случилось — благодаря новым системам безопасности вы остались живы. А теперь представьте, если б вы ехали на том, за семь… Зачем вам тогда деньги и все остальное?

— Отрезвляет…

— Даже не говоря о трагических вещах, могу отметить, что кредит вообще заставляет человека по-другому относиться к своим доходам и планированию жизни. Ты уже не скажешь сгоряча: «Да пошли вы все, идиоты, до свидания!», — не хлопнешь дверью — кредит дисциплинирует. И просто нельзя иметь автомобиль, который не приносит удовольствия. Это все равно что нелюбимый дом и бардак в семье, которые разрушают человека. Наоборот, здорово сесть в хорошую машину после трудного дня, завести, сказать: «Радость ты моя, как хорошо, что я на тебе езжу». И поехать домой, где тебя ждут. Стоит это 7 тысяч долларов? Наверное, стоит. Жизнь — это череда приятных вещей, негативных моментов и так хватает, так зачем расстраивать себя еще и по поводу того, на чем ты ездишь?