Работаем на экспорт — успешно!
О «мериле» качества продукции, жесткой системе поддержки и отставании «по незнанию»
Развитие несырьевого экспорта — одна из важнейших задач в вопросе перехода к несырьевой модели экономики. Речь идет о повышении качества нашей продукции, о полноценном импортозамещении и конкурентности российских товаров и услуг на внешних рынках. Лучшим мерилом качества продукции является возможность ее продажи за рубежом.
Работа РЭЦ направлена на продвижение российской продукции за рубеж, другими словами, на создание четкой системы поддержки экспорта. Организации, подобные РЭЦ, действуют во всех развитых странах, причем почти все открытые экспортоориентированные экономики имеют очень жесткие системы поддержки экспорта на государственном уровне.
АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) — специализированная организация, представляющая «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности РФ.
Развитию российского экспорта зачастую мешает незнание отечественных производителей о мерах поддержки. С точки зрения возможностей ведения экспортной деятельности, создания экспортоориентированных производств инструментария вполне достаточно. Возможно, он должен с ходом времени немного откорректироваться, стать более удобным для применения. Но нет знания, нет понимания, что вообще существуют меры поддержки.
Одной из мер нефинансовой поддержки является Образовательная программа РЭЦ, разработанная специально для региональных экспортно-ориентированных представителей МСП. С момента запуска программы в 2016 году к участию в ней присоединились 40 субъектов Российской Федерации.
О приоритетных рынках и надеждах на 2017 год
По опыту 2016 года мы видим большой интерес к российским товарам и услугам у стран СНГ. Впрочем, сейчас доля экспорта в эти страны снизилась в общей структуре экспорта по сравнению с 2013-2014 годами. Происходит процесс перераспределения экспортных товаров на другие регионы, что в итоге хорошо, поскольку надо работать не только в комфортной зоне, но и на сложных, далеких рынках.
Для нас сейчас приоритетным направлением является Азиатско-Тихоокеанский регион. Например, Вьетнам и Индонезия объявили о модернизации промышленности и работают по пятилетним планам развития — все это предполагает обновление производственных фондов и средств развития. Поэтому в этих государствах наша продукция может быть востребована в соотношении «цена/качество».
С 2016 года в Группу РЭЦ интегрированы АО «Российский экспортный центр», Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и АО РОСЭКСИМБАНК. Объединенная система обеспечивает эффективное предоставление комплексной поддержки экспортоориентированным и осуществляющим внешнеэкономическую деятельность компаниям. РЭЦ работает со всеми экспортерами несырьевой продукции, товаров и услуг без отраслевых ограничений, но модели предоставления услуг отличаются по категориям экспортеров.
Значительно вырос интерес у стран Латинской Америки, например, к товарам железнодорожного машиностроения. Мы уже заключили несколько долгосрочных сделок в этом секторе. Что касается направлений, то самые развитые — это автомобильное машиностроение, сельхозмашиностроение и авиастроение. В этом году мы будем активно фокусироваться на данных отраслях и намерены увеличить экспорт в два-три раза, поскольку под это мы привлекли финансовые ресурсы и приняли регуляторные решения. Впрочем, развитие этих четырех направлений не отменяет работы и по другим отраслям. Надеюсь, что 2017 год будет годом рывка на международных рынках.
О китайских партнерах. Или конкурентах?
В Китае существует большой спрос на российские товары народного потребления, прежде всего продукты питания. Однако речь идет, например, и о детских товарах — и не только детском питании, но и одежде, средствах гигиены и т.п. (свою роль сыграла отмена запрета на второго ребенка в Китае).
РЭЦ активно развивает поддержку экспорта продовольственных товаров, организуя специализированные дегустационные мероприятия за рубежом (страны Юго-Восточной Азии, арабского мира и Китай) с участием российских производителей пищевой продукции.
Однако для существенного роста поставок требуется формирование контейнерных поездов где-то на территории России. Их нужно собирать, потому что небольшими партиями что-то поставлять в Китай бессмысленно. И второе — нужно, чтобы эти поезда проходили границы очень быстро. Сейчас мы работаем по разным направлениям, в том числе с РЖД и с китайскими коллегами, для формирования благоприятного тарифа — потому что такие поставки должны обходиться дешево.
Группа предоставляет широкий перечень финансовых (кредитование, страхование, банковские гарантии) и нефинансовых услуг, взаимодействует с профильными органами исполнительной власти, готовит предложения для законодателей по улучшению ведения предпринимательской деятельности в части экспорта и ВЭД. РЭЦ также ориентирован на координацию деятельности торговых представительств Российской Федерации за рубежом в части поддержки экспортных проектов, а в 2017 году планирует организовать 45 самостоятельных точек присутствия РЭЦ в зарубежных государствах.
Конечно, в Китае и собственные производства есть. Но дело в том, что там сейчас происходят две глобальные вещи. Во-первых, повышается уровень жизни населения, что неминуемо ведет к росту платежеспособного спроса. Во-вторых, китайцы начинают больше внимания обращать на качество, на экологические параметры продуктов, на то, использованы ли были при их производстве ГМО-компоненты. В самом Китае не все товары соответствуют этому критерию, а в России соответствуют, поскольку у нас ГМО запрещены. Так что спрос есть, но есть и проблема, связанная с продвижением наших брендов в Китае.
О продвижении товаров Made in Russia
Правительство РФ выделило РЭЦ субсидию в размере 370 млн руб., направленную на повышение узнаваемости российских брендов и продукции на зарубежных рынках. Для этих целей РЭЦ запустил проект Made in Russia. Средства будут использованы в том числе для проведения рекламно-информационных кампаний в зарубежных СМИ, организации маркетинговых исследований позиционирования отечественной продукции с последующей выработкой шагов по укреплению ее привлекательности. Проект Made in Russia в первую очередь ориентирован на то, чтобы продвигать за рубежом товары массового, народного потребления: продукты питания, косметику, одежду, игрушки и прочее.
И дело не в значке и не в словосочетании. Прежде всего у зарубежных потребителей должно сложиться стойкое ощущение того, что в России делают качественные продукты. А на выходе мы можем продвигать перечень брендов, условно — от «Аленки» до «Ушастого няня». Для отдельных мероприятий, например брендированного павильона, можно использовать и какой-то единый бренд. Но в целом, как мне кажется, это упрощенный подход. Мы считаем, что нам надо вывести на иностранные рынки хотя бы с десяток брендов, чтобы они там заработали так же, как Coca Cola работает во всем мире. И самое важное, что, кроме восприятия «все российское качественное и вкусное», должно быть и просто это все получить. Заказал — и через неделю получил. Так все должно быть в идеале.
Взаимодействие выстраивается таким образом, чтобы РЭЦ был удобным инструментом как для госструктур, так и для экспортеров. Для госструктур преимущество работы с РЭЦ — в структурировании поступающих обращений; для экспортеров — в сокращении сроков и росте результативности. Объем поддержанного центром экспорта в 2016 году составил 8,9 млрд долл. США (без учета проекта ЯМАЛ СПГ на 4,1 млрд долл. США). Проекты с участием РЭЦ реализованы в 88 странах.
О субсидировании экспортеров
Группа РЭЦ стала штабом по реализации приоритетного проекта Правительства РФ «Международная кооперация и экспорт». В частности, центр стал агентом правительства по распределению ряда субсидий, в том числе на сертификацию, защиту интеллектуальной собственности, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции. За счет этих субсидий компенсацию части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции и услуг на внешние рынки, РЭЦ получил возможность вкладывать средства в создание выставочных стендов российских компаний на ключевых зарубежных мероприятиях и международных мероприятиях. Финансирование также может быть направлено на организацию международных деловых миссий, предполагающих презентацию российской продукции, установление и укрепление контактов с иностранными импортерами российской продукции.
Для компаний малого и среднего бизнеса РЭЦ имеет право при организации участия в зарубежных конгрессно-выставочных мероприятиях обеспечивать финансирование не более 80% затрат на аренду площадей, их застройку и доставку выставочных образцов, для всех остальных предприятий — не более 50%.
Организационная и финансовая поддержка компаний на участие в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях является одной из самых востребованных и ожидаемых программ поддержки. В этом заинтересованы как активные экспортеры, так и компании, которые делают только первые шаги на внешних рынках.