Пять минут на обочине

Уже второй месяц в Иркутске эвакуируют неправильно припаркованные машины. Улицы Карла Маркса, Дзержинского, Тимирязева и многие другие впервые за несколько лет свободно вздохнули — теперь езда днем по столице Приангарья не доставляет такого мучения, как раньше. Но человеческие страсти еще не утихают — по рассказам водителей эвакуаторов, некоторые нерадивые автомобилисты, увидев свои подвешенные машины, реагируют болезненно и неадекватно. При этом послушные автомобилисты как никогда остро столкнулись с проблемой нехватки парковочных мест. Корреспондент AL решил выяснить все тонкости и подводные камни эвакуационной операции.

Водители эвакуаторов работают очень слаженно и шустро, так что, для того чтобы успеть запечатлеть их труд, нужно поторопиться

На улице Карла Маркса настоящее зрелище — здесь собрались толпы зевак, чтобы понаблюдать за животрепещущей картиной. Стоящие гуськом эвакуаторы смело загружают припаркованные в запрещенных местах автомобили: «Тойоты», «Хонды» и «Ниссаны» то и дело взлетают в воздух. Среди машин есть как и уже повидавшие виды, так и совсем новенькие экземпляры, словно прямиком из автосалона. Всего за пару месяцев было эвакуировано более 1500 автомобилей; в последнее время — около 40-50 машин в сутки.

Иногда зеваки говорят: «Почему, мол, эвакуатор поднимает простую потрепанную «легковушку» вместо стоящего рядом Land Cruiser? Боится, что ли?» Какую машину брать в первую очередь, решает инспектор ГИБДД, прикрепленный к каждому эвакуатору. Обычно это допустившие грубейшие нарушения автомобили, которые затрудняют движение как водителей, так и пешеходов. В Иркутске пока функционируют эвакуаторы, которые не рассчитаны на поднятие тяжелых машин — внедорожников, микроавтобусов. Пока действует только одно транспортное средство, которое берет на борт этих «великанов». Также эвакуаторы никогда не забирают оставленные машины, в которых обнаруживаются дети. В таких ситуациях инспекторы ГИБДД дожидаются водителей; информация о безответственных родителях попадает в органы опеки.

Первую машину, уже загруженную в эвакуатор, стали при корреспонденте AL разгружать обратно — вовремя подоспел владелец железного коня. В соответствии с областным законом, если транспортное средство погружено, и эвакуатор еще не тронулся с места, водитель может потребовать вернуть свой автомобиль. В начале функционирования новой операции, говорят, были случаи, когда водители эвакуаторов требовали на руки деньги за «услугу», сейчас же они послушно опускают машину на место. Во время возникновения проблемной ситуации, как советуют инспекторы ГИБДД, нужно обязательно сделать аудио- или видеозапись происходящего и затем обратиться в Госавтоинспекцию с жалобой. Обращение рассматривается в течение 10 дней; если потребуется дополнительная проверка фактов, то до 30 дней.

Расценки на «выкуп» автомобиля, хотя бы примерно, уже успели изучить многие. Для транспорта категории А (мотоциклы) эвакуация обойдется в 637 рублей, для автомобилей категории B и D массой до 3,5 тонн — в 1268 рублей, для машин категории D массой более 3,5 тонн и категорий C и E тариф равен 2536 рублям, для габаритного транспорта — 3804 рублям. Но представить, как эвакуируют мотоцикл или, наоборот, огромный автобус, даже смешно. Конечно же, чаще всего «легальные угонщики» подлавливают на свой крючок «легковушки», которые и являются наибольшей помехой для движения транспорта в городе.

Кроме того, определена стоимость хранения машины на штрафстоянке. Для легковых автомобилей это 27 рублей/час. «На наши штрафстоянки водители удивительным образом добираются нередко еще быстрее, чем сами эвакуаторы — видимо, так велико желание вернуть свою машину, — улыбается механик компании «Транспарк» Александр Коралкин. — Самое большое время, которое авто стоит на штрафстоянке — это один час». Таким образом, незадачливо припарковавшемуся автовладельцу придется раскошелиться на три тысячи рублей.

Как выразился старший инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД ГУ МВД по Иркутской области Алексей Тарбеев, работа эвакуаторов напоминает карусель. Все транспортные единицы едут друг за другом по кругу. Конечно, сами эвакуаторы тоже создают небольшую помеху движению, но, если неправильно припаркованные машины могли бы стоять не сдвинувшись с места в течение всего дня, то бравые труженики освобождают дорогу в считанные минуты.

Во время сбора материала корреспондент и фотограф AL только и успевали бегать от одного эвакуатора к другому — водители эвакуаторов действительно работали очень слаженно и шустро, так что, для того чтобы успеть запечатлеть их труд, нужно было поторопиться. Один из прохожих вдруг обратился к журналистке: «Вы про это писать будете? Вы что, думаете, то, что они делают, это плохо?». Андрей, как зовут этого человека, высказался о нововведении позитивно: «Правильно делают, что машины забирают. Я всегда, когда езжу по центру, оставляю свой автомобиль на стоянке и потом спокойно хожу по нужным мне местам в течение нескольких часов. На мой взгляд, работа эвакуаторов на дороге пока не сильно ощущается, но, я думаю, это вопрос времени. Хотелось бы, чтобы эвакуаторы работали более интенсивно — собрали бы не одну-две-три, а все эти машины», — Андрей указывает на ряд автомобилей, нагло и коряво припаркованных прямо под запрещающим знаком.

С 27 февраля в Иркутске работают 10-11 эвакуаторов компании «Транспарк». Они «разгружают» такие улицы, как Дзержинского, Карла Маркса, Тимирязева, Желябова, Ленина, Российская, Свердлова. Доставляют эвакуируемые машины на одну из двух спецплощадок: в районе Затона Свердловского округа и на улице Баррикад.

С начала апреля к этой «освободительной» деятельности присоединилось муниципальное унитарное предприятие «Агентство городского развития», в распоряжении которого пять эвакуаторов. Последняя фирма трудится в районе Советской. Ее штрафстоянка находится на улице Братской, напротив автозаправки, при въезде на Ушаковский мост.

Анастасия Елизарова

В контексте
Держать пальцы крестиком перед каждой парковкой

Вместе с сотрудницей журнала Екатериной Головиной мы решили провести эксперимент — попробовать найти парковочные места в центре города. Время выбрали самое проблемное — час дня полубудничной, полурабочей пятницы, когда большое количество автомобилистов отправляется из офисов на обед или из дома на шопинг. Выезжаем с улицы Лапина, где был припаркован автомобиль. Екатерина обращает внимание, что на узких улочках с односторонним движением в дневное время проехать достаточно сложно — мешают стоящие вразброс автомобили.
На улице Дзержинского нам попадаются неплохие места возле дома литераторов и около магазина «КонфеКты». Возле рынка «Четыре сезона» припарковаться невозможно — все уже заняли вовремя подоспевшие везунчики. Вообще, чем ближе подъезжаем к Торговому комплексу, тем сильнее ощущаем напряжение — приткнуть машину становится все сложнее и сложнее. Вдоль непривычно пустой дороги (раньше она была полностью захвачена не к месту остановившимися машинами) стоят в запрещающих местах лишь несколько автомобилей на «аварийке» — видимо, боятся попасться в лапы эвакуатору. Хотя машины хитрецов поднимают в воздух еще с большим удовольствием, чем другие авто.
В распоряжении водителей есть целых три больших автомобильных стоянки: две прямо возле Торгового комплекса и Центрального рынка и еще одна рядом, на Фурье. На последней оставить машину на час стоит 50 рублей, на целый день 150, а месячный дневной и круглосуточный абонементы стоят, соответственно 1500 и 2500 рублей. Но, любопытно, практически все центральные парковки пустуют. Для русских, которые, в отличие от европейцев или американцев, не привыкли платить за разные мелочи, встать «на халяву» — это словно дело чести.
На Чехова было посвободнее, чем на Дзержинского — неплохие места ждали своих временных хозяев у «Рублева», возле детско-юношеской библиотеки и в целом на протяжении всей улицы. Самым сложным участком нашего пути стала улица Карла Маркса. По левой стороне была небольшая пограничная зона возле Урицкого, где уже плотно втиснулись четыре машины, дальше о стоянке можно было лишь мечтать — везде стояли запрещающие знаки. С правой стороны в большинстве случаев припарковаться было можно, но для этого необходимо обладать удачей. Возле одного здания с брендовыми магазинами нашлось сразу два парковочных места. Мы сами были поражены такому везению — это в 13.30! Возле «Стратосферы» нас также ждало заботливо оставленное пространство, а возле одного здания нашу «дырку» нагло заняла проехавшая у нас под носом машина.
Между тем многие автомобилисты сталкиваются с проблемами, связанными с поиском парковочных мест, особенно те, кому нужно остановиться не на час-другой, а на целый рабочий день. Оставлять свое авто где-то вдалеке мало кто захочет — ведь «сигналка» на таком расстоянии не сработает. Редкие офисные помещения оборудованы личными автостоянками, поэтому водители чаще всего паркуют свои машины во дворах. Многие жильцы, недовольные тем, что автомобилисты оставляют своих коней чуть ли не на тротуарах (когда тает снег, пешеходам приходится обходить транспорт буквально по лужам), скидываются и устанавливают на въезде во двор шлагбаумы. Так что офисным работникам нужно держать пальцы крестиком каждый раз перед тем, как они будут парковаться. К тому же машина их привязывает — не факт, что водитель, отъехав днем на некоторое время, обнаружит «свое» место свободным.