Прощание с Золотым веком

С тех пор как господин Аллен преодолел свою боязнь летать на самолетах и перебрался на другой континент, он снимает фильмы с восторженностью туриста, который впервые оказался в Европе и все фотографирует на мыльницу. «Полночь в Париже» — уже второй после «Вики Кристины Барселоны» фильм-открытка, который намеренно использует самые заезженные ракурсы самых попсовых достопримечательностей, находя это забавным.

Под стать простеньким видам и сюжетные перипетии. Ровно так же, как и в «Вики…», здесь главное, чтобы история развивалась легко и непринужденно. Необремененные недостатком финансов успешный сценарист Гил (Оуэн Уилсон) и дочь богатых родителей Инес (Рэйчел МакАдамс) живут в свое удовольствие и не знают ни бед, ни даже серьезных волнений. Впервые оказавшись в Париже, они счастливые гуляют до упаду, обедают в уютных ресторанчиках, ходят на экскурсии и собираются пожениться. Вот только выясняется, что Инес, в отличие от Гила, не любит гулять под дождем… И чем дальше, тем больше они будут находить несовпадения во взглядах на жизнь. В конце концов Гил станет каждую ночь уходить на пустынные улочки, чтобы волшебным образом попадать в другой Париж — 20-х годов прошлого века, где его новыми друзьями станут Френсис Скот Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Гертруда Стайн и множество других богемных персонажей.

Слово «персонажи» тут неслучайно, поскольку все эти люди, включая Луиса Бунюэля и Эль Греко, такие, какими их представляют миллионы обывателей. Они тоже, как Эйфелева башня с открытки, выставлены в самом попсовом свете, но от этого не теряют своего обаяния. Становится действительно смешно, когда мы видим, как Эдриан Броуди в роли Сальвадора Дали, бредит о носорогах.

Как жаль, что сам режиссер уже не играет главных героев своих картин, потому что Оуэн Уилсон в роли Гила, конечно, далеко не всегда способен передать все эти комичные ужимки нью-йоркского невротика, в роли которого всегда выступал (и выступает до сих пор) Вуди Аллен. Но несмотря на то, что сам в этой картине не задействован, режиссер, как обычно, снял фильм о себе. И в этот раз он пытается уладить свои взаимоотношения со временем.

Он уже много лет не изменяет шрифту, однажды выбранному для титров; в большинстве его фильмов в качестве саунд-трека выбран довольно древний джаз; он однозначно предпочитает классическую архитектуру новоделу из стекла и бетона — его любовь к прошлому очевидна. Точно так же главный герой «Полночи в Париже» считает, что наиболее подходящим временем для писателей были 20-е годы ХХ века, но там он встречает девушку, которая уверена, что Золотой век был тогда, когда творили Гоген и Дега, а те в свою очередь грезят о Ренессансе. В конце концов Аллен подводит зрителей к выводу, который впрямую и озвучивает — нет лучше того времени, которое сейчас. И эта банальность почему-то не вызывает раздражения. Прежде всего потому, что это самоирония, которая стала главным приемом его последних работ. И здесь он как бы говорит нам: я такой же заурядный, как вы — давайте вместе посмеемся над этим. И такой Вуди Аллен нравится народу гораздо больше, хотя бы судя по тому, что фильм «Полночь в Париже» уже собрала в мировом прокате больше ста миллионов долларов.