Прощальный полет Хаяо Миядзаки

На экраны российских кинотеатров вышел мультфильм «Ветер крепчает» самого известного в мире японского мультипликатора Хаяо Миядзаки, осенью прошлого года заявившего о своем уходе из кинематографа. Увенчанный призами всех главных международных кинофестивалей 73-летний режиссер снял самый взрослый и самый реалистичный из своих мультфильмов, поставив яркую точку в своих многолетних размышлениях о мире. Вывод оказался довольно печальным, как и сам уход Миядзаки из кино.

Мальчику Дзиро снится, как он управляет собственным самолетом, а люди приветливо машут ему с земли. Однако желанию стать пилотом сбыться не суждено из-за плохого зрения, и тогда малыш решает быть авиаконструктором. Мечты о полетах спустя много лет осуществятся, но перед этим придется преодолеть множество трудностей, чтобы в конце концов понять, что летающие машины далеко не всегда создаются для красоты.

С одной стороны, это история о долгом пути, упорном труде и вере в мечту; о том, что если долго мучиться и очень хотеть добиться цели, что-нибудь обязательно должно получиться. Но еще эта история о любви, и об угасающей надежде.

Образ Дзиро — вымышленный, но объединяет в себе истории двух героев: Тацуо Хори, написавшего автобиографическую повесть «Ветер крепчает», и реально существовавшего японского авиаконструктора Дзиро Хорикоси, создавшего модель A6M Zero — лучшего истребителя начала Второй мировой войны. Через историю Дзиро показана и история Японии, вместе с ее бедами: землетрясением, разрушившим Токио в 1923 году, финансовым кризисом, голодом и последующим технологическим рывком. Но сюда же Хаяо Миядзаки косвенно вкладывает и историю своей семьи: отец мультипликатора во время войны был директором фабрики по изготовлению деталей к тем самим самолетам A6M Zero, унесшим тысячи жизней. Кстати, и сам Хаяо в детстве мечтал стать авиаконструктором — и мы можем видеть, сколько моделей самолетов художник разработал для своих мультфильмов (гораздо больше, чем вся японская авиаиндустрия за всю историю). Поэтому для режиссера этот мультфильм — еще и своего рода извинение перед всем миром за свою страну.

Пацифистский пафос Миядзаки вкладывает в уста эпизодического, но крайне важного в картине героя — графа Капрони, который является Дзиро в его снах (вернее их сны совпадают в некой параллельной реальности). Именно этот итальянский авиаконструктор (прототипом его послужил легендарный Джанни Капрони, разработавший несколько моделей тяжеловесных бомбардировщиков в начале ХХ века) вкладывает в юную голову мысль о том, что самолет — это не орудие войны и не инструмент коммерции, а прежде всего воплощенная мечта. Именно это знание Дзиро и пронесет через всю жизнь, пока не увидит, что разработал лучшую в мире машину для убийства и разрушения. Этот внутренний конфликт найдет свое разрешение во второй сюжетной линии мультфильма — любви Дзиро к прекрасной девушке Наоко, которая умрет ровно в тот момент, когда первый самолет A6M Zero взмоет в небо.

«Ветер крепчает» — самый реалистичный из мультфильмов Миядзаки. Здесь нет фантастических миров, как в «Ходячем замке» или «Навсикае из долины ветров», нет волшебства, вмешивающегося в обычную жизнь, как в «Рыбке Поньо на утесе» или «Моем соседе Тоторо». Зато здесь оживает фантазия, ведь, в конечном счете, полеты и самолеты — это метафора творческой свободы. И творческого же одиночества. И несмотря на то что в диалогах героев на полном серьезе обсуждаются преимущества заклепок перед болтами на фюзеляже самолета, этот мультфильм не менее увлекательное зрелище, чем все предыдущие работы японского мастера. Но при этом «Ветер крепчает» — самый глубокий и интеллектуальный из фильмов Миядзаки, потому что только взрослый умный зритель способен обнаружить в нем не просто эпизоды мировой истории, но и скрытые цитаты из Томаса Манна, Марселя Пруста и Поля Валери. Впрочем, вовсе необязательно обладать всеми этими знаниями, умножающими печали — можно просто восхищаться невероятно красивой анимацией, которой всегда славился Хаяо Миядзаки.