Прольем свет на свечи

Затрудненный запуск двигателя, повышенный расход топлива и вялая динамика машины — вот что случается при изношенных свечах зажигания. Очень важно правильно выбрать свечи зажигания и вовремя их менять. Об этом пойдет речь далее.

Выбор и покупка

Дешево — не всегда хорошо. Поэтому не стоит приобретать свечи там, где они дешевле средней рыночной цены, на всяких развалах и в ларьках. Потому что подделка таких ходовых (ими пользуются абсолютно все владельцы бензиновых моторов) вещей — очень выгодное дело. Раньше советовали обращать внимание на упаковку товара — она должна быть качественной, и на сами свечи, которые должны выглядеть приятно — без оплывших букв и прочих «косяков». Но сейчас это не действует, поскольку изготовители поддельных свечей выросли, и их продукцию невозможно отличить от настоящей, фирменной. Это мнение продавца. Он советует покупать свечи, и вообще запчасти, в специализированных магазинах, которые берут товар у представителей производителя и дорожат репутацией.

Не стоит покупать и неизвестные бренды. Доверяйте заслуженным. Например, всем известной и заслуженно популярной фирме Denso. Это мощная компания, которая делает электронное и электрическое оборудование для автомобилей. Свечи — сопутствующий продукт. Все ноу-хау — «Денсовские». Платиновые свечи были разработаны и пущены в эксплуатацию именно этой компанией (еще в 1978 году), и иридиевые тоже (в 1997-м). Потом эти технологии приобрела фирма NGK, и принципиально продукция та же, но они вносят небольшие изменения в конструкцию для улучшения параметров. И Denso, и NGK, и Bosch, который используют на европейских машинах, — это все отличные компании. С этим согласны потребители: большинство автомобилистов приобретают именно эти марки, как подвели статистику менеджеры отделения интернет-магазина Exist.

Но еще важно правильно подобрать свечи по каталогу — свеча, даже самая золотая, самая платиновая, но неверно подобранная, неправильно будет работать в двигателе. При высоких оборотах «правильная» свеча проходит самоочистку и снова становится белой, а неправильно подобранная — продолжает быть покрытой черным налетом нагара, который проводит ток. Ток уходит не по назначению — куда угодно, в надсвечник, в катушку зажигания или трамблер — смотря что там стоит — и выводит их из строя.

Теперь о драгметаллах. Стоит ли покупать дорогие платиновые свечи? Этот вопрос мучает даже достаточно заботливых владельцев великовозрастных машин с простыми моторами.

Разница в цене в четыре раза — это повод полагать, что и сама свеча лучше в разы. На самом деле, повторимся, следует покупать свечи по каталогу. Прописана платина — берем платину. Если есть замена обычными свечками — значит, нужно подумать. Дело в том, что платина и иридий ставятся на те моторы, где конструкцией осложнен доступ к свечам. Чтобы сэкономить на работе слесарей, туда устанавливают более ресурсные свечи из дорогих сплавов. Еще один случай: если это важно для двигателя, особенности которого требуют именно такой проводящей способности. Если мотор обычный, продавцы рекомендуют покупать обычные свечи и просто почаще их менять — через 15 тысяч км пробега.

— Платину покупают мало, — рассказывают менеджеры Exist.ru. — В обычных городских условиях, при повседневной езде нет смысла переплачивать за платину или иридий. Самая дешевая платина стоит 600 рублей за штуку, цена на обычные свечи — от 80 рублей. Существенная разница!

Тем более что реальный ресурс платины и иридия в наших условиях и при нашем бензине, увы, никак не 100 000 километров, как обещано каталогами, а 30-40 тысяч. Но, бывает, и обычные свечки проходят сто тысяч! В целом же свечи зажигания ходят меньше из-за плохого топлива.

Запрещенное этилированное топливо все-таки встречается, и оно выводит свечи из строя. Как и присадки в топливо, искусственно повышающие октановое число. В них содержится сера, медь, да что угодно — вся таблица Менделеева. В этом случае выкрученная из мотора «мертвая» свеча будет покрыта красным налетом.

Думается, это повод больше не покупать топливо там, где вы словили такое «богатство».

Менять ли самому?

По поводу замены свечей зажигания в СТО «Ойл-Сервис» вашему корреспонденту как-то рассказали поучительную историю. Один самостоятельный автовладелец решил сэкономить «бешеные» деньги на замене свечей (от 50 руб./штука). Он потратился на свечной ключ и начал выкручивать свечу. Но она сломалась, и резьба осталась в головке блока! Извлекая ее, энергичный мужчина просверлил головку блока, и в итоге весь ремонт обошелся ему в 40 тысяч. Поменял свечки…

И еще немного информации по замене свечек.

— Мы обучались на семинаре NGK, — рассказывают специалисты по двигателям СТО Winner. — Чтобы правильно менять свечи, нужно соблюдать момент затяжки — его измеряют динамометрическим ключом. А извлечение свечей — еще более тонкая процедура: случается, что резьбовая часть отламывается и остается в головке блока. Это происходит не только при самостоятельной замене, но и на СТО, где недобросовестные слесари не продувают сжатым воздухом колодцы перед заменой. Это делается для того, чтобы выдуть грязь, которая стопорит резьбу. Особенно много грязи на «Маздах» — что обусловлено конусовидной формой. Там, где предусмотрены защитных колпачки — на Toyota, Honda, некоторых Mitsubishi — продувание необязательно.

— Что еще нужно знать о замене свечей автовладельцу? — спросил автор. — Я видела, как свечу в свечной колодец попросту бросили.

— Этого делать, конечно, нельзя. Элект­род свечи загнется, она не сможет правильно функционировать, и двигатель будет троить. При обращении в сервис будет сложно поставить диагноз: троение в первую очередь бывает из-за свечей, а автовладелец скажет, что их только что поменяли. Мы будем перебирать все другие причины, теряя время. Обращать внимание следует и на свечной ключ, они бывают с резинкой для удержания свечи, а бывают магнитные. Первые плохи тем, что резинка самовольно снимается с ключа и остается в свечном колодце, и начинает потом там плавиться! Магнитные предпочтительнее.

— Что насчет периодичности замены и диагностики свечек? И стоит ли тратиться на «платину«?

— Советуем вам проверять свечи через 5000 км пробега, для иридиевых и платиновых этот промежуток 10 тысяч. Специалисту состояние свечей расскажет о состоянии двигателя (бедная/богатая смесь и т.д.). Езда на «пробитых» свечах чревата выходом из строя катушек зажигания, высоковольтных проводов (которые существенно дороже самих свечей). Что касается пробега, то обычные свечи в наших условиях ходят 10-15 тысяч, хотя производитель рекомендует их замену через 30 000 км. Иридиевые и платиновые свечи должны жить 90 000 км, но реально мы сокращаем этот интервал до 30-40 тысяч. Хотя такие свечи могут и больше пройти — и 50, и 70 тысяч, это зависит от бензина. Железо в бензине выжигает боковые электроды, которые покрыты напылением, а центральный платиновый остается «живой».

И еще о платине/иридии. В обычных двигателях соотношение топливовоздушной смеси — 14 частей воздуха и всего одна — бензина. Для ее воспламенения нужна мощная искра. У двигателей, работающих на сверхбедной смеси, например, это 7A с технологией leanburn (1,8 л, Toyota Corona Premio) или моторы с непосредственным впрыском GDI (Mitsubishi), где бензина еще меньше, а воздуха еще больше, требуется еще более мощная искра! Владельцам таких машин мы рекомендуем платиновые свечи. Потому что обычные в таких условиях долго не проживут — тысяч пять, максимум десять.

— Что вы можете сказать о производителях свечей?

— Очень-очень часто подделывают Denso. NGK более надежные. У нас в Сибири можно купить свечи китайского или германского производства, не японского — такова логистика поставщиков, но страна производства особого значения не имеет, все знают, что в Китае и Тайване очень много развернуто заводов мировых брендов. Главное — не купить подделку по дешевке.

Вот такие советы — чтобы свечи зажигали.