Прогулка по Эрмитажу в Иркутске

На прошлой неделе в Иркутске открылась одна из самых долгожданных экспозиций этого года — «Мастер и его творение» из собраний Государственного Эрмитажа. На открытии ее побывали первые лица области, творческая интеллигенция, бизнесмены и чиновники. ВФ не упустил возможность одним из первых осмотреть нашумевшую экспозицию.
Фото Евгения Козырева

Фото Евгения Козырева

Кого только ни встретишь на торжественной церемонии открытия столь масштабного проекта. Даже знаменитый кинорежиссер Александр Сокуров, по случаю оказавшийся в Иркутске, счел своим долгом посетить Эрмитаж в Приангарье. Его приезд с выставкой на этот раз никак не связан, хотя многие иркутяне помнят, что в 2004 году режиссер приезжал как раз вместе с экспозицией Эрмитажа и даже показывал свой фильм «Русский ковчег», снятый в его выставочных залах.

Иркутск вообще не обделен — особенно в последнее время — вниманием ведущих государственных музеев. Например, нынешняя выставка из коллекции Эрмитажа в Иркутске уже десятая по счету. Своеобразный юбилей забавным образом совпал с 350-летием города, по случаю которого и организован приезд высокого искусства из Санкт-Петербурга. Как вспоминает директор Иркутского художественного музея Елена Зубрий, в первый раз Эрмитаж приезжал в Иркутск в 1968 году.

Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, но собственно предметов искусства еще больше, говорит заместитель директора этого музея Владимир Матвеев, — более пяти миллионов. В Иркутск привезли 87 единиц хранения, как называют их казенным языком музейщики. Из них 46 произведений графики, 33 живописных полотна и восемь скульптур. На фоне колоссальных цифр всей коллекции кажется немного, но за каждой картиной и скульптурой стоит целая эпоха, школа, стиль.

Микеланджело, Дюрер, Тициан, Мурильо, Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Пиранези, Канова — эти имена знают все, но далеко не все могут похвастаться, что видели работы этих мастеров в подлиннике. Экспозиция, составленная специально для иркутского музея, позволяет проследить особенности западноевропейского искусства, его стили, школы, течения на протяжении трех веков. Переоценить эту возможность невозможно, недооценивать тоже не стоит.

Одна из кураторов иркутской выставки, сотрудник отдела истории западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Ирина Етоева говорит, что основной принцип составления экспозиции состоял в том, чтобы привезти в Иркутск наиболее ценные с художественной точки зрения экспонаты. Благодаря такой щедрости очень многие из привезенных работ пришлось изъять из постоянной экспозиции. «Часть произведений, привезенных в Иркутск, очень известны и являются, по сути, лицом Эрмитажа, — рассказывает она. — Среди них, например, так называемый «Портрет разбойника» Сальватора Розы. Или работа Тициана — «Портрет Павла III», которая тоже у нас висит в постоянной экспозиции. Интересен портрет работы Ван Дейка. Он хотя и скромный в ряду его портретов, но на нем изображен еще один художник, его современник Питер Брейгель-младший. Некоторые вещи впервые выставляются — они подготовлены реставраторами специально для этой выставки».

Музейщикам пришлось немного отступить от первоначальной идеи экспозиции, согласно которой рядом с каждым произведением художника должен был висеть его портрет или автопортрет. Во многих случаях оказалось так, что произведения были выполнены в разных техниках: одно — живописное, а другое — гравюра. Но, поскольку гравюры требуют особого светового режима, их пришлось объединить и выставлять в других залах. «Они не терпят солнечного света, — объясняет Ирина Етоева. — Гравюры участвуют только во временных выставках и не выставляются постоянно, они должны отдыхать от света. Таковы условия хранения». Стоит отметить, что это решение пошло на пользу экспозиции с точки зрения ее стройности.

Зал гравюр открывается работой Энеа Вико «Академия Баччо Бандинелли», на которой изображен творческий процесс в учебной академии художеств времен Возрождения. Ученик Бандинелли повторил рисунок своего учителя — сам мастер представлен на выставке скульптурой «Спящий Геркулес». На соседней стене — знаменитая гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия» — одна из самых нагруженных смыслами и символами работ в истории искусств, объект раздумий и трактовок тысяч искусствоведов, культурологов, философов. Рядом висит портрет самого автора — работы Эрхарда Шена 1527 года.

Скульптуры расположились во всех трех выставочных залах, занимаемых экспонатами Эрмитажа. Они как бы разбавляют «двухмерные» работы художников, будь то живопись или графика. Замечательны разнесенные по разные стороны большого зала мраморные бюсты Елены Прекрасной и Париса работы скульптора Антонио Кановы. Сразу вспоминается сюжет похищения юношей молодой девушки, из-за чего позднее пала Троя. Что касается заявленных работ Микеланджело, то в экспозицию попали лишь копии с его статуй, сделанных для Капеллы Медичи. Но искусствоведы отмечают очень высокое качество скульптур, настолько высокое, что долгое время экспонаты считались работами самого мастера, а не одного из его безвестных учеников.

Когда ходишь по знакомым залам иркутского музея и рассматриваешь знаменитые предметы искусства, которые раньше видел лишь в книгах, невольно ловишь себя на ощущении, что находишься не в Иркутске. Так и хочется выглянуть в окно и увидеть Неву. Как бы то ни было, академические залы Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева с экспонатами Эрмитажа приобрели еще большую строгость и величавость.

В этом уже согли убедиться многочисленные посетители, которые потянулись в художественный музей, чтобы своими глазами увидеть высокое искусство. Такая возможность будет у иркутян вплоть до 30 октября — именно столько пробудет Эрмитаж в Иркутске.