Продвинутая автодислокация

Преимущества автомобилистов перед пешеходами очевидны. Как, впрочем, и наоборот. Казалось бы, четыре колеса экономят время и добавляют комфорт в жизни. С другой стороны, «заблудиться» на автомобиле ничуть не сложнее, чем пешком — и путешествуя по российским просторам, и, элементарно, выехав по служебной надобности в крупный соседний город. Набор дорожных карт найдется не в каждом бардачке, прокладывать путь по звездам, компасу и природным ориентирам — не наш метод. В век высоких технологий не теряться на безлюдной степной дороге или в запутанной магистральной сети незнакомого города поможет GPS.

GPS-приемники обладают такими функциями, как автоматическая прокладка и отображение пройденного маршрута, позиционирование на местности, определение направления, скорости движения, точного времени и даты.

Разбор по позициям

GPS — аббревиатура названия глобальной системы определения координат, Global Positioning System, позволяющей с точностью до 100 метров определить местоположение объекта (как показывает практика, обычная точность — 20 м). GPS определяет не только широту, долготу и высоту над уровнем моря, но также направление и скорость движения объекта. Вся информация выводится на экран специального прибора, GPS-приемника, где накладывается на точную карту местности. В целом, система спутникового позиционирования состоит из искусственных спутников Земли и наземных станций слежения, объединенных в общую сеть. В качестве абонентского оборудования служат индивидуальные GPS-приемники.

В Иркутске чудо-техника появилась не так давно — около шести лет назад; сегодня поставкой и обслуживанием абонентского оборудования GPS в Приангарье занимаются около десяти фирм. По словам менеджера ЗАО «Мастер связь» Группы компаний «ЕВРААС» Олега Горбунова, в регионе уже более 5 тысяч пользователей GPS, в основном это «рыбаки, охотники, водные, пешие, горные, вело- и другие туристы, сотрудники поисково-спасательных служб, работники дорожных организаций, автотранспортных предприятий, авиапредприятий, геологических партий, РОСТО, строители линий связи». «Нельзя сказать, что с началом продаж GPS-приемников мы получили вал клиентов. Приемники приобретались с самыми разными целями — от использования по необходимости до подарка имениннику. Заинтересованность росла с пониманием того, зачем необходима эта технология. Сегодня спрос растет и, думаю, будет стабильно расти в будущем», — говорит Олег Горбунов.

Выбирая GPS-приемник, стоит прикинуть, какие задачи будут решаться с его помощью, есть ли необходимость использования дополнительных функций, нужна ли возможность «загрузки» карты с использованием внутренней памяти приемника или Flash-карты, насколько принципиален размер дисплея — все это определяет стоимость прибора.

Следует помнить, что из великого множества приборов, объединенных названием «GPS-приемник», автомобилисту подойдет не каждый. Весь спектр моделей можно разделить на четыре большие группы: персональные (переносные) GPS-приемники индивидуального пользования (отличаются малыми габаритами и широким набором сервисных функций), автомобильные (предназначены для установки в любом наземном транспорте и имеют возможность подключения для автоматической передачи параметров движения на диспетчерские пункты), морские (дополнительно могут оснащаться эхолотами, а также сменными картриджами с картографической и гидрографической информацией для конкретных береговых районов) и авиационные (используются для пилотирования летательных аппаратов). Автомобилистам подойдут модели из первых двух групп. Все они обладают такими нужными функциями, как автоматическая прокладка маршрута, отображение пройденного маршрута, позиционирование на местности, определение направления, скорости движения, пройденного пути, точного времени и даты, обозначение нужных точек символами или названиями, запоминание маршрутов, возможность просмотреть их и сохранить в памяти персонального компьютера.

Определи свой курс

Выбирая GPS-приемник, стоит прикинуть, какие задачи будут решаться с его помощью, есть ли необходимость использования дополнительных функций (таких, как наличие карты местности, водонепроницаемость, присутствие магнитного компаса и барометрического высотомера), нужна ли возможность «загрузки» карты с использованием внутренней памяти приемника или Flash-карты, выносная антенна, насколько принципиален размер дисплея и должен ли он быть цветным — все это определяет стоимость прибора.

По словам Олега Горбунова, приемники могут использоваться везде, где возможен прием спутниковых сигналов, то есть — на открытой местности. В зданиях, под водой, под землей сигналы приниматься не будут. А в автомобиле, к примеру, стоит применять вынесенную на крышу антенну.

Наш собеседник рекомендовал обратить внимание на навигаторы фирмы Garmin — широкая линейка этого производителя включает, к примеру, портативные модели, имеющие возможность подключения внешней антенны и специальные крепления на руль или стекло автомобиля — скажем, Garmin GPS-76 и Garmin GPS 60. Из тех, что используют только в машине, можно отметить серии Garmin StreetPilot и Garmin GPS map 172-176 — они многофункциональны, имеется возможность установки карт, в памяти уже хранятся карты крупных городов, карты Европы и Азии.

«Узкозаточенный» прибор — автомобильный навигатор Garmin GVN 51 нового поколения. В качестве экрана он может использовать любой автомобильный телевизор или GPS/CD/DVD систему, имеющую видеовходы AV или RGB, что крайне удобно. Прибор предназначен для скрытой установки (так называемый Black Box) и поставляется вместе с внешней выносной антенной, корпус которой влагозащищен и имеет магнитное основание. В приборе используются стандартные карты формата Garmin, в котором существуют карты всей России, в том числе Иркутской области и Иркутска, поддерживается функция автоматической прокладки маршрута — аutorouting (при отклонении от заданного маршрута подается сигнал). В качестве носителя информации используются карты памяти популярного формата CompactFlash, управление прибором осуществляется при помощи инфракрасного пульта ДУ. Из дополнительных «наворотов» можно отметить встроенный магнитный компас.

Беречь пуще глаза

Об использовании приборов GPS в реальных условиях журналу «Автоland» рассказал член автоклуба «Протектор» Михаил Крусанов. Региональный автомобильный клуб «Протектор» объединяет тех, кто любит путешествовать на внедорожниках. Члены клуба или «джиперы», как они себя называют, покоряют маршруты, которых нет на карте — путешествуют по бездорожью. Прибайкалье, Красноярский край, Монголия — вот список излюбленных регионов джиперов.

— Для своих путешествий мы используем портативный навигатор, причем GPS-приемник в пути бережется, что называется, «пуще глаза» — ведь он и есть самый главный глаз в дороге, только с его помощью прокладывается маршрут, — рассказывает Михаил Крусанов. — Существующие карты могут хоть как-то помочь в городских условиях или в более-менее обжитых местностях. В условиях леса и степей, где нет ни указателей, ни дорожных знаков, ни дороги как таковой, выручает только GPS.

По словам Михаила Крусанова, без навигатора не может представить свой маршрут ни один здравомыслящий путешественник. «Правда, иногда немного подводит разрешающая способность карт, — отмечает джипер. — Но эту трудность нам удается преодолевать разными способами». Своих секретов путешественник раскрывать не стал, а начинающим пользователям GPS-навигаторов посоветовал все трудности самостоятельно решить на практике. Чем и можно будет заняться в ближайшее время — сезон самых активных автопутешествий уже открыт.