Продавец «облака»

Государственные услуги в электронном виде — первый проект «Ростелекома» как сервис-провайдера. Компания не строила отдельное законченное решение для каждого субъекта федерации, а предоставляет им госуслуги как сервис на основе «облачных» технологий. «Ростелеком» намерен и дальше увеличивать активность в этой сфере. Согласно стратегии компании, на долю «облачных» проектов в 2015 году должно прийтись 20% ее выручки.

Компания «Ростелеком» делает ставку на «облачные» технологии для широких слоев населения

Готовь сани летом

Два года назад проект госуслуг принес «Ростелекому» 2,76 млрд руб. или 1% выручки. Доходы от этого направления возрастут, но основную их часть в будущем «Ростелеком» ожидает получить от коммерческих сервисов в сфере ЖКХ, медицины, образования, «безопасного города», проекта 112. В марте 2011 года компания начала разработку национальной «облачной платформы» О7 — комплекса интегрированных информационных систем, предназначенного для предоставления органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам услуг по «облачной» модели.

Онлайн-сервисы О7 в тестовом режиме «Ростелеком» запустил весной прошлого года. Сервис «О7.Медицина» предназначен для автоматизации взаимодействия всех участников медицинского процесса. Предполагается, что лечебно-профилактическое учреждение, подключившись к нему, сможет получить доступ к системе электронной регистратуры, единым электронным медкартам пациентов, системе электронного документооборота. Потребителям медуслуг внедрение такого сервиса даст возможность узнать расписание врачей и записаться на прием через интернет, «переносить» историю болезней из одной больницы в другую, не сдавать по несколько раз одни и те же анализы — все это будет храниться в централизованной электронной карте. Речь может идти и о спасении жизни. «Например, если к человеку по вызову приедет скорая, врач сможет получить его электронную карту, анализы и историю болезни на месте и приступать к лечению сразу»,— отмечает вице-президент по инновационному развитию ОАО «Ростелеком» Алексей Нащекин.

«O7.Образование» позволит родителям записывать детей в электронную очередь в детский сад и школу, получать доступ к электронному дневнику, расписанию уроков, результатам экзаменов, информации о родительских собраниях и других школьных мероприятиях. Для учителей это возможность вести электронный классный журнал и поурочное планирование, создавать базу единого государственного экзамена и загружать результаты на единый портал госуслуг. Также учебное учреждение сможет получить доступ к программам «Электронная школа», «Электронный детский сад», системе централизованного предоставления учебного контента. Речь идет о лицензионном электронном контенте.

«О7.ЖКХ» для органов государственной власти и местного самоуправления позволит получать мониторинги работы всех служб и исполнения инвестиционных программ, координировать деятельность управляющих организаций. Последним сервис позволит внедрить современные биллинговые и платежные сервисы и проводить расчеты по многоставочным тарифам с возможностью автоматизированного сбора показаний с общедомовых и индивидуальных счетчиков. Населению — удаленно получать сведения о состоянии лицевого счета, заказывать необходимые справки, вводить показания индивидуальных приборов учета, оплачивать счета и заказывать дополнительные услуги.

«О7.Сити» даст возможность проводить мониторинг состояния инфраструктуры, дорог и других городских объектов, собирать данные о чрезвычайных происшествиях природного характера (пожары, наводнения) и метеорологической обстановке. Подсистема видеомониторинга предполагает установку промышленных камер наблюдения в городе, сбор и обработку информации с бытовых видеоустройств, поиск и анализ видеоданных. Подсистема мониторинга и управления транспортом — оптимизацию работы общественного транспорта и управление парковками, осуществление видеоконтроля соблюдения ПДД. Подсистема информирования населения — информирование населения об угрозах и чрезвычайных ситуациях в городе.

«О7.112» предназначена для вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна» с использованием единого номера 112 и координирования службы различных ведомств. Использование системы «О7.112» вместе с «О7.Сити» позволит оперативно выделять силы и средства реагирования.

«О7.Бизнес» предназначен для предприятий малого и среднего бизнеса, бюджетных учреждений, органов госвласти и местного самоуправления. С ее помощью можно автоматизировать бухгалтерский учет, ведение клиентской базы, анализа продаж, документооборота. Предоставляет доступ к веб-версиям приложений MS Office и 1С, виртуальной IP АТС.

«О7.ДОК» — «облачная» система электронного документооборота.

В контексте
Большой брат смотрит на вас.

Одним из первых масштабных «облачных» проектов «Ростелекома» была организация видеотрансляции на выборах президента России в марте 2012 года. Проект, на который из федерального бюджета должны были выделить 13 млрд руб., был ответом на жалобы граждан по поводу фальсификации выборов в Госдуму, прошедших в декабре 2011 года. «Ростелеком» был выбран основным исполнителем, активное участие в проекте также приняли компании «Ситроникс», Kraftway и Digital October. В течение нескольких месяцев (проект был анонсирован в середине декабря 2011 года) «Ростелеком» должен был установить около 200 тыс. видеокамер и компьютерное оборудование более чем на 90 тыс. избирательных участков по всей стране, а в день выборов — обеспечить онлайн-трансляцию в интернете на портале webvybory2012.ru. Для организации трансляции необходимо было также провести на ряд участков новые линии связи (было проложено более 9 тыс. км). Также для передачи данных были задействованы емкости десяти спутников и подключено 4 тыс. абонентских спутниковых терминалов. В семи центрах обработки данных было установлено 595 специализированных дополнительных серверов, а на магистралях — 142 тыс. единиц телекоммуникационного оборудования.
Вся система работала на семи дата-центрах «Ростелекома». «Если бы мы ставили серверы в больницах, школах и других местах, где расположены избирательные участки, и делали вычисления на местах, общие затраты выросли бы почти в два с половиной раза», — говорит Алексей Нащекин. Система была рассчитана на работу одновременно до 25 млн пользователей, но реальное количество было меньше: в системе зарегистрировалось более 3,5 млн человек, просмотрено более 7,9 млн трансляций. Ряд пользователей испытал проблемы со входом на сайт. В «Ростелекоме» настаивают, что это было связано с проблемами с системой авторизации «В контакте», когда одновременно на сайт поступили запросы от 500 тыс. пользователей этой социальной сети. Общий коэффициент доступности видеосигнала составил 99,8. Оставшиеся 0,2, как настаивают в «Ростелекоме», — это проблемы «на местах»: украли камеры, порвали интернет-провод, выключили свет. «У нас было несколько случаев поимки вора не по горячим, а по «холодным» следам». Камеры смонтировали, утром приходим — нет. Вора вычисляли по следам на снегу», — отметил господин Нащекин.

Время собирать камни

Дело за малым — убедить ведомства и организации, отвечающие за медицину, образование, ЖКХ, безопасность и прочее, в необходимости подобных сервисов и, что более важно, в целесообразности использования «облачных» технологий при их организации. Первое «Ростелекому» отчасти удалось.

Год назад Минздравсоцразвития подвел итоги двух конкурсов: на создание первой очереди интегрированной медицинской электронной карты и сервисов к ней, а также на создание электронной регистратуры. Победил «Ростелеком», предложив по обоим контрактам сумму 1 рубль.

В «Ростелекоме» объясняли, что еще в 2011 году создали программный комплекс в области медицины стоимостью более 100 млн руб. на средства, выделенные на НИОКР в рамках собственной программы инновационного развития. Поскольку компания имела на балансе актив, любые части которого она может предлагать за любую цену, в конкурсах была предложена символичная сумма контрактов. Другие участники рынка предполагали, что «Ростелеком» сознательно шел на такой шаг: после победы в конкурсе на федеральном уровне шансы выиграть на региональном высоки, поскольку регионы будут копировать методику и готовые решения федерального центра.

В сфере ЖКХ компания рассчитывает принять участие в проекте государственной информационной системы ЖКХ. Минрегион подготовил проект закона о создании такой системы.

«Ростелеком» активно разрабатывает решения в сфере ЖКХ. Зарабатывать «Ростелеком» планирует на нижнем уровне — муниципальном. Компания намеревается обеспечить возможность оплаты ЖКХ и на портале gosuslugi.ru в личном кабинете плательщика.

Как и в случае с конкурсами Минздрава, у «Ростелекома» уже есть готовое решение. Компания даже начала его продавать — например, заключено соглашение с «КЭС-Холдингом» о сотрудничестве в сфере совершенствования систем учета потребления энергетических ресурсов и расчетов с потребителями. Испытания проходят в регионах. Например, любая управляющая компания сможет приобрести у оператора систему и на ее движке запустить портал самообслуживания, интегрированный со всеми системами. При этом «Ростелеком» планирует вывести возможность оплаты ЖКХ и на портал gosuslugi.ru, к которому уже подключил 135 муниципалитетов, в том числе в городах-миллионниках. Это позволит жителям оплачивать услуги ЖКХ в личном кабинете портала.

В проекте «112» «Ростелеком» также может опередить конкурентов. В августе в Госдуму были внесены поправки, согласно которым проект должен стартовать в январе 2013 года, а заработать по всей стране — в течение трех лет. «При необходимости форсировать разработку платформа О7 «Ростелекома» может оказаться очень кстати», — отмечает один из участников рынка.

Похожая история с «Безопасным городом». МВД начало работу над созданием программно-аппаратного комплекса (АПК) «Безопасный город» еще в 2005 году. С тех пор прошло несколько его испытаний, в том числе в Москве. В 2007 году было выпущено решение о создании типовой модели АПК «Безопасный город». «При этом общих установок относительно того, какие системы она должна включать, как они должны быть реализованы, не было. В регионах разворачиваются системы видеонаблюдения, создаются ситуационные центры. Но вся эта деятельность не имеет единого координатора на федеральном уровне, поэтому где-то работа по созданию систем безопасности ведется хорошо, а где-то и не начиналась»,— говорит один из участников ИТ-рынка.

Решение о необходимости выбрать «главного ответственного» и выработать регламенты было принято в июне 2012 года. Параллельно «Ростелеком» уже несколько месяцев работает над созданием опытного образца такой системы. «Поэтому, когда будет объявлен государственный конкурс на разработку типового решения, у него большие шансы выиграть тендер, как это было в случае с проектами Минздрава», — считает собеседник SR.

Однако пока использование «облачных» технологий, на которых построены решения «Ростелекома», непопулярно среди госорганов. Среди больших проектов только внедрение системы электронного документооборота в Минкомсвязи в июле прошлого года. Физически система расположена на серверах в дата-центре федерального технопарка «ИТ-парк» в Казани. Но Минкомсвязи прорабатывает вопрос рекомендаций по использованию «облачных» технологий, то есть хочет обязать другие ведомства делать хотя бы часть проектов по информатизации с помощью «облаков».

За и против

По оценке «Ростелекома», в среднем затраты на создание информационной системы органов власти региона составляют около 400 млн руб., а муниципалитета — около 30 млн руб. При этом сроки внедрения системы составляют два-три года. Использование «облачной» модели позволяет сократить затраты до 120 млн и 1 млн руб. соответственно, а сроки внедрения — до четырех-пяти месяцев.

По сравнению с тем, как информатизация проводится сейчас, использование «облачных» технологий при информатизации всех стратегически важных сфер даст экономический эффект в размере 1 трлн руб., уверяют в «Ростелекоме». «Во-первых, у государства нет этого триллиона на информатизацию. Во-вторых, в стране нет столько ИТ-специалистов, чтобы осуществить все эти проекты», — говорит Алексей Нащекин.

При этом программное обеспечение «Ростелеком» разрабатывал совместно с партнерами — например, NVision Group участвовала в разработке сервиса «О7.112», а ГК «Барс Групп» — «О7.Образование», КИР — «О7.Здравоохранение». При реализации проектов «Ростелеком» будет отчислять им процент прибыли (какой — не раскрывается). Однако вычислительную и канальную инфраструктуру компания планирует использовать только свою: в этом случае ей удастся выйти на желаемую маржинальность проектов — 35-40%.

По данным IDC, по итогам 2011 года объем ИТ-рынка в России составил $32,11 млрд (943,7 млрд руб. по усредненному курсу), из них на госсектор приходилось $2,99 млрд (87,87 млрд руб.). Последнее значение близко к размеру общего бюджета на информатизацию федеральных органов власти. По данным Минкомсвязи, в 2012 году он составил 80,3 млрд руб. Около 20 млрд руб. из этой суммы предусмотрено на развитие телекоммуникационных услуг и технической инфраструктуры.

Эксперты рынка согласны, что «облачные» технологии необходимо применять в процессах информатизации. «В «облачном» подходе «Ростелекома», бесспорно, есть свои плюсы, — рассуждает управляющий директор системного интегратора «Техносерв» Сергей Корнеев. — Ключевой из них — единообразие сервисов в различных регионах. Кроме того, развертывая свои сервисы на базе «облачной» инфраструктуры «Ростелекома», власти избавляют себя от забот о развитии и модернизации собственной ИТ-инфраструктуры. Они покупают ее как услугу — нужное количество дискового пространства или вычислительных ресурсов». В то же время, по оценке господина Корнеева, только половина регионов намерена создать свои платформы совместно с «Ростелекомом». Остальные делают собственную инфраструктуру. Однако и в этом случае будут использоваться облачные технологии, но сервис будет предоставляться из собственных центров обработки данных (ЦОД), а не «Ростелекома».

«Чаще всего регионы, которые собираются создавать собственные сервисы самостоятельно, объясняют это отсутствием надежных и зарезервированных каналов нужной пропускной способности до существующих ЦОДов «Ростелекома». Если населению в течение нескольких часов недоступен обычный информационный сервис, беды не будет, а если это сервис Службы 112 или медицинская информация… Здесь счет идет на минуты, от которых зависят жизни», — говорит Сергей Корнеев. В отдельных случаях сетевой инфраструктуры нет вовсе. «Некоторые поликлиники испытывают проблемы даже с отоплением или вентиляцией, не то что с каналами связи. А сетевая инфраструктура имеет решающее значение для успеха «облачного» проекта», — отмечает представитель одной из ИТ-компаний.

«Решение вопроса информационной безопасности — это краеугольный камень для «облачных» технологий, — согласен гендиректор «АМТ-груп» Александр Гольцов. — Они не могут быть на 100% использованы для работы с определенными видами данных (в том числе персональными), такими, как, к примеру, данные ЗАГС, медицинские данные и т.д.».

Власти регионов также беспокоят сроки, которые уйдут на интеграцию и адаптацию их информационных систем под «облако» «Ростелекома». Власти регионов беспокоит и последующий период взаимоотношений с оператором, когда услуги начнут оказываться. Клиенты, будь то физические лица, поликлиники или регион в целом, не уверены, что «Ростелеком» выставит им адекватные цены на свои решения, поскольку компания будет монополистом, единственным поставщиком услуги. К тому же при облачной инфраструктуре трудно определить, в чьей зоне ответственности произошел сбой, перечисляет Сергей Корнеев.

В то же время реализация всего комплекса задач по информатизации региональных ИТ-проектов требует создания на местах ЦОДов, контакт-центров, модернизации телеком-инфраструктуры и внедрения специализированных программных комплексов. «Можно не сомневаться в том, что объема работ хватит и на «Ростелеком», и на всех интеграторов, как местных, так и федеральных», — заключает эксперт.