Про дом, про бабушку, про лето

на выставке Ирины Андреевой в Музейной студии
«Узелки на память» — такое название получил новый выставочный проект известной московской художницы Ирины Андреевой, создающей из войлока целые сюжетные композиции. Кто-то называет это войлочной скульптурой, кто-то «мягким театром» или своеобразной вариацией кукольной мультипликации, очевидно одно — все, что делает этот мастер, живо отзывается в каждом сердце.

Уникальность творчества Ирины Андреевой состоит в том, что она создает не отдельные куклы или образы, а целые жанровые сцены. Некоторые из них напоминают съемочную площадку кукольного мультфильма, да и сами персонажи сделаны так, как будто оживут в любой момент. Впрочем, сама художница не считает, что из них нужно делать мультики, по ее мнению, композиции самодостаточны.

Выставки Ирины Андреевой (а это уже вторая экспозиция художницы, привезенная в Иркутск) отличает общая тема — обращение к детским воспоминаниям. Главной героиней всех незамысловатых сюжетов выступает маленькая девочка — можно предположить, что это альтер эго самой художницы. В одной композиции она выглядывает в окно, в другой — играет с кошкой, в третьей — кормит через забор козу. Для самой Ирины Андреевой создание выставок — это долгое и подробное рассказывание глубоко личной истории о собственном детстве.

Она даже не продает свои работы — настолько для нее они важны и близки. Впрочем, ее выставки с успехом путешествуют по стране и даже за рубежом и везде вызывают самый положительный отклик — все узнают в этих застывших войлочных сценках собственное детство.

Если в своей прошлой выставке «Теплый день» (была показана в Иркутске около года назад) Ирина Андреева вспоминала свое советское городское детство (лепка пельменей под новый год, мультики по старенькому телевизору, пузатый холодильник «Юрюзань», засунутые между ребрами батареи варежки, уроки игры на пианино), то в «Узелках на память» она выходит на более глубинный уровень, пытается обратиться к корням. Старательно воспроизводя приметы деревенского быта, она создает почти универсальный мир, понятный как русским, так и людям других национальностей. «Выставку видели чуваши, мордвины, прибалты, и всем оказывались близки эти образы, — рассказывает художница. — Это трогает людей, которые даже никогда не жили в деревне, происходит момент узнавания, как будто пробуждается какая-то генетическая, родовая память».

Как рассказала Ирина Андреева, сама она, пока училась в школе, все каникулы проводила у бабушки в деревне, и в какой-то момент ей захотелось оживить и материализовать эти воспоминания. «Мне хотелось выйти на диалог с тем, что я потеряла, с теми людьми, которых уже нет. Поэтому выставка делалась очень трудно, прежде всего с эмоциональной точки зрения, сквозь слезы и боль в сердце», — отметила художница на открытии экспозиции, но в аннотации дала ей куда более простую характеристику, без лишних красивостей, как есть — «про дом, про бабушку, про лето».

«Узелки на память», по словам автора, создавались на протяжении полутора лет, и примерно такое же количество времени уже путешествует по городам России. Экспозиция будет работать в Музейной студии Иркутского краеведческого музея до конца марта.