Приучать, как к горшку

«Плачет, пытается выбраться, неудобно ему там сидеть», — оправдываются родители, не использующие для своих детей автокресла во время поездок на машине. Добавляя, что ребенок еще совсем маленький, мол, на материнских коленях ему куда комфортнее и безопаснее. Однако не принимается во внимание тот факт, что в случае сильного столкновения вес всех предметов увеличивается в несколько раз. Взрослый человек во время аварии вряд ли сможет удержать в руках и плюшевую игрушку, а уж ребенка, который по тяжести сравнится с борцом сумо, и подавно. И, кстати, штраф ГИБДД за отсутствие автокресла примерно равнозначен его средней стоимости.

Самые продуманные с точки зрения детской безопасности марки автомобилей — это BMW, Mercedes, Skoda, Volvo, Land Cruiser.

«Грузовик как с неба свалился нам на крышу. Разбитые стекла, скрежет металла. Я все молила «остановись, остановись». Но многотонная махина продолжала сминать нашу машину, как картонную. Сжималась крыша, двери, сиденья. За мужем было пристегнуто детское автокресло, где сидел наш четырехмесячный сын. Кажется, что проехал бы грузовик еще 5 см, и кресло лопнуло бы как яичная скорлупа. Однако удар во время ДТП оно все же выдержало — ребенок, слава богу, остался живым и невредимым», — вспоминает женщина, семья которой пережила серьезную аварию. По ее мнению, автокресло — единственное, что защищает ребенка в автомобиле: «Ни руки матери, ни ее молниеносная реакция не спасут малыша в автокатастрофе. В момент аварии каждый пассажир сам за себя. За эти доли секунды успевают сработать только законы физики и инстинкт самосохранения. В момент аварии я подумала, что нужно закрыть лицо руками. Уже следующей мыслью было кинуться на автокресло и заслонить собой ребенка. Хорошо, что последнее я не успела сделать, иначе сама не отделалась бы так легко».

Продавец–консультант магазина детских товаров Эдуард Колесников также приводит в пример ситуацию, которую ему рассказал один из его клиентов: «Во время аварии ребенок оторвался от штатного ремня и вылетел прямо вместе с автокреслом через лобовое стекло. Машина всмятку, восстановлению не подлежала, а малыш, к счастью, отделался только испугом и синяками».

На официальном сайте ГИБДД тоже постоянно появляются новости, сообщающие, как дети выживали в аварии благодаря автокреслам. С 2007 года согласно ПДД РФ при перевозке детей до 12 лет необходимо обяз ательно использовать детские удерживающие средства (штраф составляет 3 тыс. рублей). Нарушители этого требования, по мнению представителей ДПС, подвергают смертельной опасности своих маленьких пассажиров; риск получения серьезных травм увеличивается в таком случае на 60–70%.

Дресс–код для автокресел

На автофорумах шутят: «Папа решил приобрести автокресло — чуть не взорвал себе мозг». Действительно, в настоящее время выбор такого устройства — практически целая наука, с сегодняшним–то разнообразием моделей и высоким риском наткнуться на подделку. При покупке нужно ориентироваться прежде всего на два фактора: важно, чтобы кресло подходило под возраст вашего ребенка и под особенности вашего автомобиля.

Среди каркасных автокресел различают несколько подвидов. Категории кресел «0» и «0+» рассчитаны на детей с самого рождения и представляют собой автолюльку. Первые подходят для малышей до 10 кг, а вторые — до 13 кг. Именно поэтому последний вид наиболее популярен — уж слишком стремительно растет грудничок.

«Автолюльки предпочитают покупать активные женщины, не планирующие уходить в декрет после рождения ребенка. Они передвигаются с этим устройством практически повсюду, это очень удобно. Но есть пара недостатков — в люльке достаточно мало места даже для новорожденного, малыш в ней затекает, поэтому желательно останавливаться и брать грудничка на руки каждые полтора часа. К тому же люльки сделаны по европейскому стандарту (как, впрочем, и другие кресла). В России дети в полтора раза крупнее, чем в Европе, поэтому русский ребенок может вырасти из автолюльки уже в 6–7 месяцев. Причем это устройство подходит только для лета и поздней весны — в объемной зимней одежде ваше чадо там точно не поместится. И это, кстати, касается, автокресел практически всех видов. Также в автолюльку нельзя помещать ребенка в конверте. Ноги и руки младенца обязательно должны быть раздельно, иначе вы его просто не зафиксируете правильно в устройстве», — перечисляет важные правила Эдуард Колесников.

Среди каркасных автокресел различают несколько подвидов. Категории кресел «0» и «0+» рассчитаны на детей с самого рождения и представляют собой автолюльку. Первые подходят для малышей до 10 кг, а вторые — до 13 кг. Именно поэтому последний вид наиболее популярен — уж слишком стремительно растет грудничок.

По его словам, сумка–переноска от коляски ни в коем случае не может стать заменой автолюльке. У первой горизонтальное дно, и во время аварийного торможения ребенок по инерции начинает перемещаться по плоскости, что может привести к различным травмам. Кроме того, в переноске нельзя зафиксировать все части тела, как у специально предназначенного для автомобиля устройства.

Удачной альтернативой автолюльке является кресло для детей от 0 до 3–4 лет (весом до 18 кг). В нем предусмотрены сидячее и лежачее положения ребенка. Последнее отлично подходит для новорожденных — малыш в такой конструкции будет комфортно лежать со слегка приподнятыми ножками и головкой.

«И автолюльку, и кресло для малыша в возрасте до года нужно устанавливать так, чтобы он ехал против движения. Такое расположение является дополнительной защитой для младенца, так как он еще не сможет сам группироваться в случае происшествия», — уточнил Эдуард.

Для детей постарше производители предлагают удерживающее средство от 1–3 до 12 лет. Оно состоит из двух частей. Маленькие дети пристегиваются во внутреннем кресле на пятиточечном ремне. А когда они вырастают, оно отстегивается, и тогда остается только бустер (сиденье) и спинка. Во втором случае пассажир использует уже штатный ремень безопасности. Для того чтобы ремень проходил строго по плечу ребенка, возможно, понадобится специальная накладка.

Главное — размер

Среди производителей автокресел безусловным лидером является немецкая компания Recaro — ее продукция считается самой надежной, безопасной и функциональной. Правда, ценник на устройства достаточно кусачий — каждое стоит в районе 15–20 тыс. рублей. Причем у «немцев» нет лояльного разделения на возрастные группы, поэтому на каждого ребенка, в зависимости от его веса и возраста, потребуется по три–четыре кресла.

Если российские и китайские модели могут крепиться в машину с помощью штатного ремня безопасности, то европейские — преимущественно по системе ISOFIX. Такое кресло устанавливается при помощи пары специальных встроенных замков на выдвижных полозьях к металлическим петлям (анкерам), которые находятся в сидении автомобиля и жестко связаны с кузовом. Автокресла с ISOFIX намного надежнее и удобнее в эксплуатации, чем устройства, держащиеся на ремнях безопасности.

«ISOFIX есть практически во всех автомобилях, выпущенных после 2003 года. Правда, если вы покупаете машину с рук, то необходимо поинтересоваться, не менял ли прежний владелец сиденья. Вообще, самые продуманные с точки зрения детской безопасности марки автомобилей — это BMW, Mercedes, Skoda, Volvo, Land Cruiser. Есть даже такие модели, например Volkswagen Multivan, где штатное кресло превращается в детское. Неудобные крепления ISOFIX стоят у Hummer — они расположены не прямо, а под углом. Чтобы кресло не находилось под наклоном, под него приходится все время что–то подкладывать, — предупреждает Эдуард. — О наличии ISOFIX в российских автомобилях я никогда не слышал. Да и установить кресло с помощью штатных ремней безопасности на наши машины бывает достаточно проблематично — они обычно недостаточно длинные, и у них нет автозажима».

Вообще, перед покупкой автокресла его нужно обязательно протестировать на своем автомобиле. Бывают ситуации, когда даже на двух полностью одинаковых машинах одного и того же года выпуска, купленных в салоне в один и тот же день, кресло встает по–разному — на одном идеально, а на другом не хватает буквально пары сантиметров».

Альтернативный вариант, или Отмазка от гаишников

Не так давно на российском рынке появились бескаркасные автокресла, отличающиеся своей компактностью. Эксперты уверяют, что они совершенно не защищают ребенка в момент аварии и были придуманы только как отговорка для сотрудников ГИБДД.

«С таким же успехом можно ребенка веревкой к креслу примотать или посадить на обычную подушку. Эффект будет точно такой же, как и от бескаркасного кресла», — считает Эдуард Колесников.

Однако у продавцов бескаркасных кресел тоже есть свои доводы, многие из которых вполне обоснованы.

«К примеру, в машине на заднем сиденье отсутствует штатный ремень безопасности (его нет с завода изготовителя). Есть, конечно, вариант поставить ремень, но для этого надо согласовать установку в ГИБДД, а это целое дело. Системы ISOFIX для крепления автокресла, естественно, тоже нет. Согласитесь, что в таком случае бескаркасное автокресло, которое крепится к спинке сиденья и удерживает ребенка своими ремнями, лучше, чем полное отсутствие жизненно важной конструкции, — замечает представитель компании, продающей бескаркасные автокресла, пожелавший остаться анонимом. — Или другой пример. У вас трое детей, а три каркасных автокресла на заднее сиденье японского автомобиля эконом–класса точно не поместятся. Конечно, можно сказать одному из своих чад: «Извини, поедем на природу без тебя». Но разумнее все–таки купить бескаркасные кресла и отправиться в поездку семьей в полном составе».

Какое бы автокресло вы ни выбрали, приучать ребенка к нему нужно практически с самого рождения. И тогда оно станет незаменимым и привычным спутником в любой автомобильной поездке.