Приоритетное будущее дорожного строительства

Стартующий дорожно-строительный сезон 2019 года обещает магистралям Приангарья масштабное обновление. Причем не только федеральным сетям, как это было до недавнего времени. Строительством, капитальными ремонтами и ремонтами будут охвачены также большое число региональных и муниципальных трасс. О том, где именно развернутся дорожные работы в текущем году, в материале «Транспорт. Инфраструктура».

Федеральные подходы

Объемы дорожно-строительных работ на федеральных трассах, проходящих через Иркутскую область, растут из года в год. В ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» регулярно отчитываются об увеличивающихся размерах финансирования, идущих, как правило, на капитальные ремонты и ремонты трасс. Но с прошлого года в списках работ вновь стали появляться и объекты строительства. Причем таких беспрецедентных масштабов, что аналогичных им сложно найти и по всей России.

В 2018 году, напомним, в Иркутской области стартовало строительство нового участка дороги Р-258 «Байкал». Всем, кто когда-либо проезжал по этой трассе на восток страны, наверняка запомнился так называемый «тещин язык»: его сложный и затяжной подъем, серпантин, крутой радиус разворота. Неслучайно этот участок с 47 по 55 км трассы относится к аварийно-опасному на всем своем протяжении. Ведущаяся сегодня стройка предполагает его «спрямление»: трасса после ввода в эксплуатацию пройдет несколько в стороне от сегодняшнего хода. В целом новый участок автодороги станет короче на 3 км, при этом будет двухполосным с допполосой на подъем. В результате пропускная способность в этом месте увеличится более чем в два раза: с 6 тыс. до 14 тыс. автомобилей в сутки.

Сдать в эксплуатацию участок дорожники должны к сентябрю 2020 года. Пока же строители продолжают буквально прокладывать новую трассу в горах. В апреле здесь прогремел сотый залп в рамках масштабных буровзрывных работ, необходимых для выравнивания скалистых участков. После каждого взрыва тяжелая техника вывозит до 10 тысяч кубометров горной породы. Затем щебень дробят и отсыпают им строящуюся дорогу в несколько слоев, сооружают укрепительные конструкции.

«Всего на этом объекте должно быть отсыпано 2,6 млн кубов земляного полотна. Сегодня мы уже отсыпали больше половины — 1,4 млн куб. м», — рассказывает заместитель начальника ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Борис Абрамчик. Он же поясняет, что уже в этом году дорожники закончат отсыпку и приступят к началу устройства дорожной одежды: «В целом объект очень интересный. Там сложная дренажная система, а высота подпорных стенок из габиона достигает 8 метров».

Между тем уже в 2019 году число «интересных» объектов дорожного строительства на федеральных трассах Иркутской области увеличится до трех. К «тещиному языку» добавятся стройки в Тулунском и Усольском районах. В первом случае речь идет о ликвидации железнодорожного переезда в одном уровне (1524-1537 км Р-255 «Сибирь»), во втором — о строительстве долгожданного обхода города Усолье-Сибирское (1797-1842 км Р-255 «Сибирь»).

Надо сказать, о необходимости этих строек иркутские дорожники заявляли еще больше десяти лет назад. И вот, наконец очередь до них дошла. Объект в Тулунском районе предполагает строительство путепровода и 14,6 км новой трассы. Она выведет федеральную дорогу из населенных пунктов Трактовая и Тулюшкино, где сегодня из-за пересечения с железной дорогой постоянно возникают многокилометровые пробки и простои автотранспорта. Планируется, что строительство будет вестись в течение четырех лет, а его результатом станет повышение безопасности дорожного движения, улучшение экологической обстановки в поселках.

Много лет ждали жители региона и строительства обхода Усолья-Сибирского. Новый участок трассы обеспечит «зеленый коридор» для транзитного транспорта, который сегодня идет по населенным пунктам. Это более 15 тыс. машин в сутки. В часы пик участок, проходящий через Усолье-Сибирское и Тельму, автомобилисты преодолевают более чем за час. После ввода нового участка этот временной интервал значительно сократится: скорость автомобилей здесь увеличится до 90 км/ч, ширина проезжей части увеличится с 7 м до 15 м.

Весь объем работ на обходе планируется завершить в 2024 году. Общая стоимость объекта составит порядка 17 млрд руб., в том числе 600 млн будет освоено в этом году. В ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» подчеркивают: специалисты уже приступили к оценке и выкупу земель под строительство. Начата подготовка документов и территории к археологическим изысканиям и начальным строительно-монтажным работам.

Борис Абрамчик подчеркивает: в целом на все дорожные работы на федеральных «артериях» Приангарья в 2019 году поступит около 10 млрд рублей. Уже традиционно большое число участков трасс будет охвачено ремонтами. К примеру, до конца октября отремонтируют 12-километровый отрезок (1583-1595 км) в Куйтунском районе. Здесь устроят новую «дорожную одежду», восстановят систему водоотвода, отремонтируют железобетонные трубы и укрепят обочины. Еще два участка трассы в Тулунском районе общей протяженностью 12,5 км (1555-1560 км и 1477,5-1485 км) ждет капитальный ремонт. Также в нынешнем году запланирован капремонт девятикилометрового участка трассы Р-255 «Сибирь» вблизи поселка Михайловка в Черемховском районе (с 1768 по 1777 км).

Областное умножение

Надо отметить, в 2019 году сложилась уникальная ситуация и на региональных и муниципальных дорогах Приангарья. Впервые за много лет объем дорожного фонда Иркутской области превысил даже размеры финансирования подведомственных ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» трасс. В случае одобрения изменений в бюджет региона, внесенных губернатором Сергеем Левченко на майскую сессию Законодательного собрания, областные и муниципальные дороги получат 12 млрд 475 млн рублей.

Такой кратный рост финансовой поддержки стал возможен в том числе благодаря старту реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Иркутская область вошла в него сразу с тремя агломерациями, чем может похвастать далеко не каждый регион России. Кратно возросло и финансирование: 7,7 млрд рублей на 2019 год против 3 млрд рублей в 2017-2018 годах (когда этот проект реализовывался в статусе приоритетного). Всего в рамках БКАД в текущем году будет отремонтировано 93 объекта на региональных и муниципальных дорогах. Порядка 300 км по окончании дорожно-строительного сезона будут приведены в нормативное состояние.

Напомним, нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предполагает работу не с отдельными населенными пунктами, а в рамках городских агломераций. В Приангарье их три: Иркутская, Ангарская и Братская.

В состав Иркутской, например, кроме областного центра и Иркутского района, входит еще город Шелехов, в Ангарскую — сам Ангарск, Усолье-Сибирское и Усольский район. Братская агломерация, соответственно, включает в себя город Братск и Братский район.

Иркутск, как областной центр, сосредотачивает в себе наибольшее число объектов дорожного обновления. В нынешнем сезоне здесь ремонтом пройдутся по 31 участку дорог. В целом отремонтируют почти 30 км «артерий». В Ангарске в 2019 году запланирован ремонт 19,8 км магистралей. В Братске и Шелехове приведут к нормативному состоянию по 6,2 км, в Усолье-Сибирском — 2,9 км.

Кроме средств нацпроекта, муниципалитеты получат и финансирование в рамках областных государственных программ. Всего в 2019 году их три: «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства» на 2019-2024 годы; «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019-2024 годы; «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2019-2024 годы.

В целом же на муниципальные дороги в этом году в Приангарье будет выделена беспрецедентная сумма — 2,186 млрд рублей. В 2015 году, как рассказала министр строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Светлана Свиркина, на эти же цели регион смог выделить только 500 млн рублей. По итогам года планируется привести в нормативное состояние 139,5 км местных дорог, в том числе 68,8 км дорог к садоводствам.

В Минстрое при этом подчеркивают: все объекты выбираются по итогам диагностики состояния автотрасс, также обязательно прислушиваются к мнению жителей. Среди ключевых «ремонтов» 2019 года — Иркутск — Большое Голоустное, Киренск — Казачинское (к 2020 году с вводом 60-ти км дороги), Олха — Большой Луг. Приступят к работам на трассе Иркутск — Оса — Усть-Уда от поселка Приморского, где сейчас нет твердого покрытия. Также запланировано продолжение реконструкции автомобильной дороги Тогот — Курма на участке 0-17 км в Ольхонском районе. Эта трасса не только соединяет районный центр и примыкающие населенные пункты с федеральной трассой, но в последние годы служит для проезда в наиболее популярные места отдыха на берегу Байкала, являясь составной частью туристско-рекреационной зоны озера. Интенсивность движения автомобилей здесь выросла в сутки с 430 до 750 машин. Сейчас дорога имеет неудовлетворительное гравийное покрытие, довольно извилиста, радиусы кривых не соответствуют нормативным. На крутых подъемах и спусках встречаются уклоны, превышающие допустимые.

Также в этом году начнутся и работы по капитальному ремонту дороги на острове Ольхон (153-159 км). Как пояснила Светлана Свиркина, «работы по строительству дороги на острове Ольхон разделены на несколько этапов, сейчас ведутся работы по проектированию. Один из участков уже прошел экспертизу, и в этом году мы сможем приступить к капитальному ремонту участка в 6 км».

Напомним, от паромной переправы до 153 км планируется провести реконструкцию, со 153 по 159 км — капитальный ремонт, и 5 км от Хужира до Харанцов будут реконструированы. Кроме того, запроектирован будет и отрезок дороги, проходящей непосредственно через поселок Хужир.

Для продолжения работ по проектированию требуется корректировка границ Прибайкальского национального парка с учетом отвода земельных участков под реконструкцию автомобильной дороги, а также внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории».

Большая работа проводится и по сельским дорогам. В этом году, по словам Светланы Свиркиной, по этой программе начнется реализация значимого проекта — строительство автомобильной дороги Тайшет — Шиткино — Шелаево на участке с 141 по 159 км. «В 2019 году мы должны будем ввести 7,2 км трассы. Средства выделяются по профильной программе с участием федерального финансирования, — поясняет министр. — Увеличение бюджета запланировано и на дороги к СНТ, в этом году их будет выделено порядка 180 млн рублей».

Но помимо финансовой составляющей вопроса, есть хорошие новости и в плане сроков заключения контрактов. Минтрансом РФ дано четкое задание — до 15 мая (край 31 мая) все объекты работ 2019 года регионы должны уже законтрактовать. Учитывая, что в прошлые годы нередко возникали ситуации выставления «дорожных ремонтов» на аукционы в конце лета и даже осенью, контроль сроков со стороны государства вполне обнадеживает. Важен и тот контроль качества, который сегодня обеспечивается на объектах. Конечно, наибольшее внимание уделяется проектам, реализуемым в рамках «Безопасных и качественных автомобильных дорог». Но, как подчеркивают эксперты, дорожные подрядные организации тем самым и в целом повышают свой профессиональный уровень, что, безусловно, отражается на всех работах.

Кстати, контроль работ региональных и муниципальных подрядчиков на территории Иркутской области по проекту БКАД теперь входит в обязанности Упрдор «Прибайкалье». Но продолжится и практика общественного наблюдения за реализацией проекта.

Евгения Колягина