Преступная халатность

Праздничные выходные, посвященные самому мужскому празднику года, иркутяне отметили бурно, считает исполняющий обязанности начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Вячеслав Жилкин. 23-24 февраля в регионе произошло 22 ДТП, в которых шесть человек погибло, 37 получили травмы средней и сильной степени тяжести. В том числе пострадали дети — в крупной аварии на Байкальском тракте с участием четырех автомобилей два малыша остались живы благодаря тому, что были пристегнуты с помощью специальных удерживающих бустеров. Но это скорее исключение, чем правило: родители чаще халатно относятся к жизни своих детей, не только не покупая им детские кресла, но даже не пристегивая обычным ремнем безопасности. Кроме такой преступной халатности, неким трендом дорог Прибайкалья стало бегство виновников с места аварии — все большее число водителей так делают, бросая на произвол судьбы свои случайные жертвы.

Число случаев меньше, смертей — больше

Все чаще в новостных сводках стали мелькать сообщения о том, что некий автомобиль сбил человека и скрылся с места происшествия. Последнее громкое дело произошло совсем недавно — 15 февраля водитель серого «Субару Легали В4» сбил на улице Седова девушку и, даже не притормозив, умчался прочь. Девушка, которой было всего 15 лет, от полученных травм скончалась на месте.

С начала года таких аварий, где виновник сбежал, произошло уже 46, 36 из них — в Иркутске. В сравнении с данными аналогичного периода прошлого года их число выросло ровно вдвое. Всего же за прошлый год в 462 случаях водители скрывались с места происшествия, в 2011 году таких ситуаций было значительно больше — 648. Но снижение статистики обманчивое: по тяжести происшествий 2012 год был «убойнее»: тогда в результате таких ДТП погибло 50 человек, в 2011 — 41. «Люди сбегают, бросая свои жертвы, которых еще можно спасти», — отмечает Вячеслав Жилкин.

ГИБДД прикладывает массу усилий, чтобы отыскать беглецов — в среднем ежегодно находят около 60% водителей, скрывшихся с места ДТП. По мнению эксперта, основные причины, по которым водители сбегают — это страх содеянного и недостаточный уровень грамотности. Сбегая с места ДТП, водитель усугубляет свою вину. Наехав на пешехода, водитель и так автоматически виноват по статье 12.27 Кодекса об административных правонарушениях — «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», также ему вменяется в вину статья 264 Уголовного кодекса — «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств». Но, покинув раненого пассажира, он «вешает» на себя еще одну статью УК — 125, «Оставление в опасности».

«Часто водители, которые уезжают с места ДТП, пытаются скрыть еще какое-то нарушение: состояние алкогольного опьянения или отсутствие прав на управление транспортным средством. Но выгоднее водителю остаться на месте — помочь жертве, обеспечить себя каким-то алиби или свидетелями», — считает Вячеслав Жилкин. Что же касается страха водителей, которые сбили пешеходов, то он не извиняет людей. После того как первый шок пройдет, они могут прийти и повиниться в содеянном. Но такие случаи — редкость. В целом же поведение человека в такой сложной ситуации зависит от его моральных качеств. «В воскресенье был случай на Байкальском тракте: молодой человек 1994 года рождения, который лишь в прошлом году получил права, насмерть сбил девушку. Авария произошла в полночь, место там темное, не освещенное, свидетелей аварии не было. Однако парень не сбежал, а поступил по совести: вызвал скорую, пытался помочь пострадавшей», — рассказывает о достойном примере старший инспектор по особым поручениям УГИБДД Алексей Тарбеев.

ДТП со скрывшимися виновниками осложняются тем, что часто происходят в безлюдных местах или в те часы, когда людей на улицах нет. Чтобы найти виновных, в таких случаях сотрудники ГИБДД плотно работают с организациями, имеющими камеры видеонаблюдения, разыскивают очевидцев, подключают общественность — и часто такая работа дает положительный результат. Например, по делу девушки, погибшей на переходе на улице Седова, появился подозреваемый. Автомобиль с похожими приметами — повреждения с левой стороны, вмятины на капоте и левом крыле, стекло с трещинами — обнаружен в Иркутске. В настоящее время сотрудники полиции работают с владельцем машины.

Не полагаться на свой опыт

Наряду с участившимися случаями аварий, в которых виновники-автомобилисты сбегают с места ДТП, сотрудники ГИБДД отмечают рост числа случаев детского травматизма в дорожно-транспортных происшествиях. В 2011 году на дорогах области погиб 21 ребенок, в 2012 году — 24 несовершеннолетних, а с начала этого года — уже четыре малыша. Всего же за неполных два месяца произошло 42 ДТП, где участниками стали дети.

«Показательна статистика прошлого года. Тогда из 24 погибших 12 детей были пассажирами, и только два ребенка были пристегнуты или сидели в детских креслах. Остальные могли бы остаться живы, если бы не преступная халатность их родителей, — уверен Вячеслав Жилкин. — Кроме них, 10 детей были пешеходами, один ехал на велосипеде и еще один ехал за рулем автомобиля, не имея прав».

По словам экспертов, часто в ходе проверок машин дети сидят на заднем сиденье просто так, без фиксации. Самые безответственные родители садят своих малышей даже на переднее сиденье. «Тут ехать 200 метров» или «У меня огромный опыт вождения» — самые распространенные отговорки на вопросы сотрудников ГИБДД. «Нельзя полагаться на свой опыт или короткую дистанцию. Вы со своими детьми можете ехать, не нарушая правил, однако за других участников движения поручиться никто не может, — уверен Алексей Тарбеев. — Так произошло на 17 км Байкальского тракта в выходные. В крупной аварии с участием четырех автомобилей пострадало восемь человек, в том числе двое детей. Они ехали в одной из машин вместе со своими родителями по своей полосе, а в это время водитель другого автомобиля решил выехать на «встречку». Детей спасло только то, что они были пристегнуты специальными бустерами».

Заявление родителей о том, что они не могут купить детское кресло из-за его дороговизны, сотрудники ГИБДД в учет не берут. Если кресло для семьи слишком дорогое — можно купить более дешевый бустер. Или совсем не тратиться и пристегнуть ребенка обычным ремнем безопасности — главное сделать это правильно. Верхняя часть ремня должна проходить по ключице, а не по шее, нижняя — по тазовой кости, а не по животу. Для маленького ребенка штатный ремень не подходит, но если посадить малыша на подушку, чтобы он был повыше, то ни одна проверка на дороге не страшна. А главное — ребенок будет в безопасности.

Екатерина Головина