Праздник дружбы народов

Иркутск — город многонациональный. Основное население — русские (87%), 3% — украинцы, 2% — буряты, 1% — татары. Кроме них в столице Приангарья живут поляки, таджики, литовцы, киргизы, белорусы, азербайджанцы, армяне, корейцы и многие-многие другие — представители более 120 национальностей. На протяжении последних десяти лет в городе ежегодно проходит праздник национальных культур, который собирает все общественные национальные организации и диаспоры. В этом году мероприятие прошло в парке городка Авиастроителей и было посвящено 350-летию Иркутска.

Каждый год праздник проходит по традиционному сценарию: концерт с участием ансамблей и творческих коллективов, презентация блюд национальной кухни, выставка-продажа сувениров и изделий народного творчества, спортивные состязания. Только на этом мероприятии можно сразу увидеть так много народностей, проживающих в маленьком Иркутске с населением всего-то 600 тысяч человек. Для тех, кто впервые попал на этот праздник, такое разнообразие национальных культур — настоящее открытие. Недаром в администрации города заявляют, что цель мероприятия — «популяризация толерантности, поддержка этнокультурного диалога между разными национальностями, проживающими в Сибири».

Иностранцы на Родине

Курбан Аитов родился в Туркменистане. Как и многие в годы Советского Союза, он попал в Сибирь по долгу армейской службы. Отслужив, остался в Иркутске, окончил медицинский институт, и сегодня является доктором медицинских наук, профессором Иркутского государственного медицинского университета и возглавляет сибирско-турк­менский общественный культурный центр «Байкал». Вот уже 43 года Курбан Аитов живет вдали от своей Родины. Говорит, благодарен Сибири за все то, что край ему дал, и считает, что самое главное достояние этой земли — люди. «Сибирский народ — замечательный, добрый, гостеприимный, — говорит он. — Я в Иркутске живу много лет, здесь женился, в этом городе живут мои дети, внуки. На Родину, конечно, тянет. Я часто бываю в Туркменистане, но покидать Сибирь не собираюсь».

Сибирско-туркменскому общественному культурному центру «Байкал» два года. По словам господина Аитова, в Иркутской области сегодня проживает около 100 туркменских семей, из них порядка 30 — в Иркутске. «Мы поддерживаем наших приезжих земляков, берем под опеку студентов, помогаем адаптироваться к жизни в новых условиях, решаем вопросы, которые курирует миграционная служба, — рассказывает Курбан Аитов. — Кто мог в советское время подумать, что союз развалится, и мы окажемся иностранцами на территории своей Родины?»

Руководитель татаро-башкирского национального культурного центра Мирзахит Хабибуллин тоже приехал в Иркутск на армейскую службу и остался здесь жить. «Многие народности попали в Сибирь в период столыпинской реформы, когда приезжали раскорчевывать тайгу, осваивать земли, — рассказывает Мирзахит Хабибуллин. — Кто-то попал под репрессию и оказался здесь. И, конечно, повлияли советские стройки, которые велись в Иркутской области: строительство ГЭС, БАМа, промышленных заводов. Люди обзаводились семьями, остались здесь жить, пустили свои корни. В Иркутске живут мои дети, внуки, здесь все мои друзья».

По словам господина Хабибуллина, в Приангарье сегодня проживает около 40 тысяч татар и порядка 5 тысяч башкир. Когда-то в регионе было много татарских деревень, но со временем они пришли в упадок. Подобно многим другим национальным центрам, и татаро-башкирский тоже в основном занимается мероприятиями, направленными на сохранение и развитие культуры. «Наша задача — сохранить и передать молодому поколению знание языка, традиции, обычаи, — говорит руководитель центра. — Мы проводим занятия по изучению татарского языка, приглашаем в Иркутск татарские коллективы, артистов. Вдали от родины приходится непросто сохранять свою культуру и главные ценности любого народа».

Руководитель другого национального центра — киргизского — Тынчтык Абдылдаев, подобно многим своим землякам, приехал в Иркутск на заработки. Здесь получил высшее образование и специальность юриста, женился, воспитывает детей. Говорит, что их центр был создан с одной целью — защищать права и интересы киргизов, проживающих в Иркутске. «Если ты представляешь какую-то организацию, юридическое лицо, то действовать проще, — делится Танчтык Абдылдаев. — В Иркутской области проживают около 30 тысяч киргизов, в диаспоре состоят немногие. Сибиряки — народ добрый, гостеприимный, поэтому здесь живет так много народностей, и никто не жалуется».

Национальные символы

Сибиряки — не только гостеприимные и добрые, но и спокойные и уравновешенные, считает член совета Центра бурятской культуры Майя Чинавлева. «В Сибири природа суровая, поэтому все мы должны беречь друг друга, поскольку живем на одной земле, в одних условиях, — говорит она. — Наш центр занимается сохранением и развитием бурятской культуры, проводит курсы по изучению родного языка. Это основные задачи всех национальных организаций».

С ней согласен и руководитель польской культурной автономии «Огниво» Евгений Вржащ. «Многие забывают свой родной язык, традиции, и все это необходимо возрождать, — говорит он. — Наша организация называется «Огниво», потому что в переводе с польского языка этим словом называется разорванная часть цепи. «Огниво» — символ потерянной связи с родиной».

Заместитель мэра — председатель комитета по управлению Ленинским округом Виктор Коноваленко заявил, что мероприятия, направленные на укрепление межнациональной дружбы и толерантности, проходят в Иркутске регулярно, а день национальных культур становится «масштабнее, красочнее и интереснее».

В завершение праздника организаторы выпустили в небо белых голубей, символизирующих мир и дружбу народов, и раздали гостям угощение — яблочно-брусничный пирог, размером два на два метра, изготовленный специально к празднику.

[ilink url=»https://vspress.ru/wp-content/uploads/2011/PDF/vf165.pdf» style=»download»]Скачать PDF номера[/ilink]