Правильные дороги

Российский Дальний Восток и Байкальский регион — территория, включающая шесть областей, три края и две республики — Саха (Якутию) и Бурятию. Огромное пространство, особенно если речь идет о строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, которые пролегают, к слову, в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом и умеренном…

Юрий Владимирович Кибирев, первый заместитель генерального директора, главный инженер АО «Труд».

Акционерное общество «Труд», пожалуй, одна из немногих подрядных организаций России, которые имеют опыт строительства дорог как в условиях вечной мерзлоты (Республика Саха), так и в островном климате (о. Сахалин, Южные Курилы), в условиях Центральной экологической зоны и Байкальской особо охраняемой природной территории (ООПТ). Дороги «Труда» — это, без преувеличения, одни из лучших дорог России, они не просто комфортны, но еще и кажутся вечными. О том, как это делается, рассказывает настоящий профи дорожного дела — первый заместитель генерального директора, главный инженер АО «Труд» Юрий Владимирович Кибирев.

— Юрий Владимирович, в последние годы крупные компании все больше уделяют внимание экологической составляющей своего бизнеса и минимизации ущерба окружающей среде от своей деятельности. Как АО «Труд» относится к «зеленому вопросу»?

— Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что строительство и эксплуатация дорог должны отвечать двум основным требованиям — безопасности и экологичности. При этом в первом случае мы все чаще говорим о внедрении «цифровой дорожной инфраструктуры», во втором — об использовании экологически безопасных материалов, перспективных технологиях, методах и способах ведения работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог.

Вопросы экологической безопасности являются для акционерного общества «Труд» не менее значимыми, чем качество автомобильных дорог. Влияние техногенного воздействия на окружающую среду при строительстве автодорог неизбежно. В ходе своей производственной деятельности, Центральной производственной базы и филиалов АО «Труд» ежегодно образуется порядка 1200 тонн отходов I-V классов опасности и 370 тонн загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух. Давно определено, что функционирование транспортно-дорожного комплекса (ТДК) — есть одна из основных проблем экологической безопасности страны. Негативное влияние на окружающую среду автомобильного транспорта, автомобильных дорог, инженерных сооружений, предприятий дорожного хозяйства велико, разнообразно и многогранно. Ежегодный ущерб от негативного воздействия автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на окружающую среду оценивается более чем в 100 млрд рублей. Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед дорожной отраслью, является максимально возможное воспрепятствование и смягчение негативного влияния ТДК на окружающую среду.

Это принципиально: АО «Труд» соблюдает не только федеральное законодательство в сфере охраны окружающей среды, но и полностью соответствует требованиям международного стандарта ISO 14001: 2015 по системе экологического менеджмента. Ежегодные затраты на реализацию природоохранных мероприятий у нас составляют не менее 5 млн руб.

— Какие основные критерии вы бы выделили при работе вашего предприятия, с точки зрения экологической безопасности?

— Во-первых, применение при строительстве, реконструкции, ремонте дорог новых материалов и конструкций, технических решений, ресурсосберегающих и природоохранных технологий, техническое перевооружение машинами, оборудованием нового поколения. На особо «ранимых» территориях, в зоне вечной мерзлоты Республики Саха (Якутия), на объектах строительства федеральной автомобильной дороги А-360 «Лена», чтобы избежать «растепления» вечной мерзлоты в основании земляного полотна, устраиваем теплоизолирующие слои из специального материала — ПЕНОПЛЕКС. Эксплуатация построенных по этой технологии участков показывает ее высокую эффективность. При выполнении ремонтных работ на автомобильных дорогах федерального значения в Якутии, Амурской области, Забайкальском крае, Бурятии, Иркутской области наибольшее распространение получила предложенная АО «Труд» технология устройства тонких (1,5-3,5 см) защитных макрошероховатых слоев из открытых битумоминеральных смесей БМО.

Технической службой АО «Труд» был разработан регламент и выполнены работы по устройству проезжей части мостов с применением тонкослойного макрошероховатого покрытия из БМО-смесей. Установлена большая износостойкость и долговечность таких покрытий. Срок службы их при интенсивном движении составляет не менее 6 лет. К экономичным, т.е ресурсосберегающим и экологически безопасным технологиям, безусловно, следует отнести технологию холодного ресайклинга. Холодные технологии, в частности применение «холодного асфальтобетона» для проведения ямочного ремонта в осенне-зимний период, хорошо зарекомендовали себя и при осуществлении работ по содержанию федеральной автомобильной дороги Р-297 «Амур».

Еще один пример. Природно-заповедный фонд особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Бурятия составляет около 7% всей территории республики. Производство дорожных работ на этой территории крайне осложнено существующими ограничениями. Применение взрывного способа рыхления скальных грунтов на таких территориях не допускается. При реконструкции участка автомобильной дороги «Култук — Монды» для разработки скальной выемки был применен невзрывной способ рыхления скальных грунтов — дезинтеграция скального массива с применением шпуровых газогенераторов давления (ГДШ). При этой технологии не происходит мгновенного выброса газа, скальных пород, воздушной ударной и сейсмической волны.

Во-вторых, внедрение в производство ресурсосберегающих и природоохранных прикладных исследований и опытно-экспериментальных работ. Здесь перспективным направлением является технология приготовления и укладки низкотемпературных асфальтобетонных смесей на вязком битуме (теплый асфальтобетон). Эффективность данной технологии заключается в следующем: снижение расхода топлива при приготовлении таких смесей составила до 30%, возможность транспортировки на большие расстояния, продление строительного сезона, улучшение условий труда работающих, повышение долговечности асфальтобетона за счет исключения перегрева битума при приготовлении теплых смесей. При приготовлении теплых смесей специалистами ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» было установлено: выбросы диоксида серы сократились в 3,15 раза (68%), оксидов азота — на 30%, сажи — на 58%.

Дальнейший мониторинг этих участков показал высокие качественные характеристики. На разработанную технологию приготовления теплых асфальтобетонных смесей на вязком битуме АО «Труд» в 2016 году получен патент.

Третьим моментом, который серьезным образом влияет на нашу работу, я бы назвал дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства, приведение его к единым требованиям как на федеральном, так и региональном уровнях, сокращение сроков согласования документации и получения требуемых разрешений.

— С какими трудностями сталкиваются дорожно-строительные компании, при условии ответственного отношения к работе и исполнения всех требований экологического законодательства? Или сегодня есть четкие регламенты и нет проблем?

— В своей практической деятельности мы сталкиваемся с определенными трудностями в организации природоохранных мероприятий. Причина — недостаточно проработанные нормативные акты. Например, обязательное требование передачи отходов на лицензированные и внесенные в государственный реестр полигоны образующихся отходов трудновыполнимы потому, что на обширной территории Сибири, Якутии, Дальнего Востока таких площадок и полигонов крайне мало или их просто нет. Расстояния перевозки отходов достигают сотни километров. Сроки согласования документации, получения разрешений и лимитов на ПДВ и ПДК, регистрации объектов в реестре источников вредных выбросов, согласование с администрациями полигонов или площадок размещения и хранения отходов — исчисляются месяцами. Предприятие не получает вовремя лимиты на выбросы, поэтому вынуждено нести дополнительные расходы по перевозке отходов на дальние расстояния и уплачивает штрафы, фактически за упущения в системной организации природоохранных органов.

— Тем не менее мы желаем вам дальнейших успехов и совершенствования ваших технологий!

Олег Усов