Правда о другой войне

К 70-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне Иркутский театр юного зрителя на своей главной сцене выпустил спектакль «Победитель» по произведениям Виктора Астафьева и воспоминаниям Иннокентия Смоктуновского. Инсценировку для театральной сцены написал режиссер Александр Гречман, который и поставил ее вместе с актерами. Главным героем авторского спектакля стал обыкновенный советский солдат, не доживший до победы, но все равно ставший победителем.

«Я не был на той войне, что описана в сотнях романов и повестей. К тому, что написано о войне, я, как солдат, никакого отношения не имею. Полуправда нас измучила… Я был на совершенно другой войне!». Писатель Виктор Астафьев, отправившись на фронт 18-летним мальчишкой, испытав на себе все солдатские тяготы, получив серьезное ранение, отслужив Родине до конца, написал о «своей войне» много позже после ее завершения. По-своему, так, как умел только он — бескомпромиссно, неприглаженно, но честно и живо. В своей военной прозе Астафьев чуть ли не впервые сумел показать простого солдата, обыкновенного рабочего войны, на котором тем не менее держалась вся советская армия.

Душа солдата, простого советского паренька бродит по сцене, пытается вспомнить и осознать себя — не сетуя и не ропща, никого не обвиняя и даже не зляс.

Примерно таким же солдатом, которому тем не менее довелось освобождать Киев и Варшаву, побывать в немецком плену и сбежать из него, был ставший впоследствии выдающимся актером Иннокентий Смоктуновский. Его воспоминания о войне тоже легли в основу инсценировки, написанной режиссером Александром Гречманом специально для постановки в Иркутском ТЮЗе.

«Мы всегда говорим про героизм на фронте, но до фронта еще нужно было дойти и вынести муку солдатского быта, который подчас тоже требовал героизма и невероятного мужества, — рассказывает Александр Гречман. — Астафьев и Смоктуновский испытали все это на себе, а после написали об этом».

Поскольку инсценировка была написана по нескольким произведениям двух разных авторов, то и образ главного героя получился собирательным. Настолько, что, например, имя солдата было взято из одного произведения, а его фамилия — из другого. «Для меня важнее всего было показать человека, который смог выстоять в этих очень тяжелых обстоятельствах, — рассказывает Александр Гречман. — Он прежде всего потому победитель, что смог одержать победу над самим собой. Но название спектакля относится ко всем победителям — в том числе к тем, кто не дошел до Берлина, не прошел по Красной площади 9 мая, и все равно остается для всех нас навсегда победителем».

Главный герой спектакля — восемнадцатилетний солдат Колька (артист Сергей Павлов) — получает тяжелое ранение и контузию. Попав в военный госпиталь, лежа на больничной койке после операции, не приходя в сознание, он не доживет до утра. Однако за то время, пока он будет жив, важнейшие события его жизни еще раз пронесутся в его памяти. Солдатские тяготы на марше, мирная жизнь в деревне, знакомство с девушкой, в которую он успеет влюбиться, брод через реку с важной депешей под обстрелом фашистов и самое главное — тот момент, когда отец учил его управляться с лодкой и плыть против течения. Именно тогда Колька, с пятой попытки преодолев себя, через не могу развернул лодку и стал настоящим победителем — прежде всего над самим собой.

Душа солдата, простого советского паренька бродит по сцене, пытается вспомнить и осознать себя — не сетуя и не ропща, никого не обвиняя и даже не злясь, просто старается понять, что произошло и ради чего все происходит. Этот спектакль без лишнего пафоса говорит со зрителем даже не о Великой Отечественной войне, и не о Победе, за которую наша страна заплатила самую большую цену. Он говорит о душе и духе, которые сильнее смерти и любой войны.