Последние электрички

теряют в Бурятии последних пассажиров
Очередное повышение цен на проезд в электропоездах произошло с 1 октября: билет на расстояние до десяти километров, стоивший ранее 87 рублей, теперь обходится в 107 рублей. Нужно отметить, что желающих проехаться на электричке становится все меньше с каждым таким скачком цен: когда-то самый любимый и самый народный вид транспорта для этого самого народа становится все недоступнее, а его работа все убыточнее.

Артем живет в Новоильинске, работает в Улан-Удэ, мастером на одном из заводов. Каждый день Артему приходится мотаться почти за сто километров в город и вечером возвращаться обратно к семье. Раньше жители пригорода на работу в столицу ездили на электричках, но сейчас билет в один конец обходится более чем в 600 рублей. При самом грубом подсчете выходит, что на дорогу при таком раскладе у Артема уходило бы более 20 тыс. рублей в месяц. А еще нужны деньги на продукты, одежду, садик, школу — работы с такой зарплатой у мужчины на примете нет. Поэтому выбор у Артема и таких, как он, небольшой: снять в городе комнату и приезжать домой только на выходные, бросить нормально оплачиваемую работу и поискать что-нибудь попроще и поближе или добираться до работы на маршрутке, где цены ниже в пять раз. Артем выбирает последний вариант и ездит в город на маршрутке за 130 рублей в один конец. В итоге маршруток становится все больше, электропоезда курсируют полупустые, только добавляя слухов о своей отмене.

Убытки переложили в тариф для населения

В этом году октябрьское повышение цен на электрички в Бурятии уже не первое. И даже не второе. Тарифы на электропоезда в республике вообще повышаются с завидной регулярностью: цены выросли в декабре 2012, затем в марте и октябре 2013, в январе, а потом марте 2014 года. И, конечно, это не может не сказываться на количестве пассажиров.

Как сообщили «АН» в ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» (дочерняя структура ОАО «РЖД»), деятельность БППК на сегодняшний день является убыточной — за 2014 год убытки составили порядка 9,4 млн рублей. Там подчеркнули, что после повышения тарифов в январе этого года пассажиропоток снизился более чем в четыре раза, и не исключили, что после октябрьского повышения цен количество пассажиров электропоездов упадет еще вдвое. По данным предприятия, за 8 месяцев 2013 года электропоездами БППК было перевезено по Республике Бурятия 673 тыс. человек, в то время как за 8 месяцев 2014 года — только 237 тысяч. В целом за 2013 год БППК перевезено 913,2 тыс. пассажиров, в этом году таких показателей не ожидается даже близко.

Сложности с пригородным электротранспортом типичны для многих регионов. Началось это в 2011 году, когда было отменено перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет перевозок грузовых, заведомо более рентабельных, и стало непонятно, как теперь удерживать цены на проезд ниже их себестоимости. При формировании заявок регионы не всегда закладывали в свои бюджеты средства на компенсацию пассажирским компаниям выпадающих доходов от установления заниженных цен. Так, по данным на начало 2014 года, российские регионы задолжали перевозчикам (в лице ОАО «РЖД») около 30 млрд рублей. В итоге с этого года работа между перевозчиками и регионами идет исходя из их платежеспособности — региону поставляется столько составов, на сколько у того в бюджете заложено денег. Итогом стала массовая отмена электропоездов. Например, в Забайкальском крае из-за долгов перед перевозчиком еще летом были отменены шесть пар поездов. Местные власти сообщали, что федеральный центр в ответ на неоднократное с их стороны обращение за поддержкой посоветовал отказаться от электричек ввиду их убыточности. Сейчас ряд регионов пытается изыскать в бюджете необходимые суммы, другие пробуют решить вопрос за счет повышения тарифов.

В частности, об этом идет речь в официальном приказе службы по тарифам Республики Бурятия. Там сказано, что пересмотр тарифов связан с решением ФСТ России «О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания». Согласно ему, РСТ РБ при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Республике Бурятия на 2014 год, поручено дополнительно учесть недополученные доходы компании за 2012 и 2013 годы.

Без альтернативы

После повышения тарифов в январе 2014 года бывший генеральный директор БППК Игорь Милостных заявлял в интервью агентству UlanMedia, что увеличение тарифа может быть связано только с тем, что правительство Бурятии планирует, таким образом, уравнять доходы компании с расходами, тем самым освободив республиканский бюджет от бремени компенсаций затрат на услуги БППК. Он же тогда подчеркнул, что просто повышение тарифа не выход, ведь понятно, что при повышении цен количество пассажиров будет падать и дальше, соответственно, будут сокращаться и доходы компании. «Нельзя забывать, — отметил в том же интервью Милостных, — что пригородные поезда — это социальный вид транспорта, и без поддержки властей, на самоокупаемости, он не выживет. Сегодня ничего, кроме увеличивающихся долгов перед арендодателем подвижного состава Восточно-Сибирской дирекцией моторовагонного подвижного состава, от работы в Республике Бурятии мы не получаем. Прекратив работу на территории Бурятии, наша компания не только не потеряет, но и существенно сократит свои убытки».

Сейчас в Бурятии курсирует всего пять электричек. По сравнению с тем, сколько поездов насчитывалось еще десять лет назад, это просто мизер.

На сегодня доступные цены на пригородные электропоезда без дотаций из местных бюджетов нереальны. Например, в Иркутской области благодаря, хотя и частичной, но компенсации выпадающих доходов от перевозок удалось сохранить основные маршруты следования электропоездов и разумную стоимость проезда. По объему средств, запланированных региональными бюджетами на компенсацию выпадающих доходов, Иркутская область занимает 36 место из 69 субъектов и запланировала объем компенсации потерь в доходах от пригородных перевозок железнодорожным транспортом в объеме 49%.

Между Бурятией и БППК также существует подобный договор о компенсации выпадающих доходов. По данным министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ, правительство Бурятии выплатило ОАО «Байкальская ППК» субсидии на возмещение недополученных доходов в 2011 году в размере 27,9 млн руб., в 2012 году размер субсидии составил 33,4 млн рублей, в 2013 году — 34 млн рублей.

В 2014 году компания получила 4,5 млн рублей. До конца года предполагается выделение еще 5 млн рублей, этого будет достаточно для покрытия убытков, рассказали в БППК, отметив также, что совет директоров компании в настоящее время рассматривает предложение Республики Бурятия по работе в 2015 году на территории республики. Подробности пока не разглашаются, однако в компании заверили, что планов по закрытию на территории Бурятии движения электропоездов пока нет.

Впрочем, сейчас в Бурятии курсирует всего пять электричек: две — на западе республики, и три поезда пригородного сообщения — на севере. По сравнению с тем, сколько поездов насчитывалось еще десять лет назад, это просто мизер. И если стороны не придут к соглашению, а цены на проезд так и продолжат повышаться, то электрички исчезнут сами собой. И тот факт, что местами в республике железнодорожный транспорт является едва ли не единственным средством передвижения, помимо гужевого транспорта, конечно, уже никого не остановит.

Марина Денисова