Поручик Ржевский спорит с репутацией

в новом спектакле музыкального театра
Артисты Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского уже начали готовиться к гастролям в городе Ярославле, где они будут выступать на сцене Государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова с 17 июня по 7 июля. В числе девяти спектаклей, которые иркутяне покажут ярославскому зрителю, будет и совершенно новая постановка — «Подлинная история поручика Ржевского», премьера которой состоялась на минувшей неделе под занавес 72-го театрального сезона.

История об удалых гусарах не обходится без обильных возлияний на сцене. Фото Евгения Козырева

Водевиль на музыку Владимира Баскина и либретто Олега Солода и Андрея Максимкова поставила на иркутской сцене режиссер Ирина Мякишева. Яркая артистка, несколько лет назад она почувствовала в себе режиссерскую тягу и уже успела поставить на сцене иркутского театра несколько спектаклей. Начала с детских сказок («Волшебная лампа Алладина», «День рождения кота Леопольда», «Гость из Африки»), но в скором времени уже перешла на «взрослую» режиссуру. Дебютом стала яркая музыкальная комедия «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, а после, уже в этом сезоне был поставлен мюзикл «Свадьба Кречинского» по Сухово-Кобылину.

Перед премьерой Ирина Мякишева рассказала, что в театре давно зрела идея воплотить на сцене «Подлинную историю поручика Ржевского», тем более что этот материал с успехом идет во множестве музыкальных театров страны. Однако в силу разных причин спектакль появился на сцене только сейчас. Как признается режиссер, она впервые в жизни ставила водевиль, поэтому испытывала большие сложности. «От музыкальной комедии водевиль отличается тем, что если из него убрать музыкальные номера, сюжет не пострадает. Совсем другая ситуация в оперетте и тем более в опере, где в музыкальных номерах вершатся судьбы героев, — объясняет режиссер. — По этой причине довольно сложно было делать переходы от сцен к номерам, чтобы все было органично и не затянуто».

Поручик Ржевский — поистине народный герой, эту фамилию знает, наверное, даже тот, кто никогда не слышал о нем анекдотов и не смотрел фильм «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. Слава об этом выдуманном персонаже на самом деле идет впереди него и от него не зависит. Примерно то же самое происходит в новом спектакле Ирины Мякишевой.

Участник войны с Наполеоном поручик Александр Ржевский решает оставить военную службу и вернуться в родной дом, где его ждет любимая девушка. Он и не подозревает, что в то же самое время его сослуживец корнет Оболенский уже издал книгу фривольных историй, назвав ее «Похождения Поручика Ржевского». Книга мгновенно становится бестселлером, а ее главный герой — именем нарицательным. Отец невесты Ржевского уже ничего и слышать не хочет о свадьбе с таким ненадежным женихом. Честолюбивый юноша вроде и рад, что сделался знаменитым, но теперь вынужден переубедить будущих родственников в том, что он не такой уж плохой человек, как написано в книге. В итоге Ржевскому придется присмотреться к своему самому близкому окружению, чтобы понять, кто строит против него козни. Впрочем, водевиль не был бы водевилем, если бы в нем не было счастливого финала. Вот и здесь в итоге будет столько влюбленных пар, сколько зритель в начале спектакля и представить себе не может.

«Своим спектаклем мы пытаемся развенчать отрицательный миф о поручике Ржевском. Он, конечно, удалой гусар, но все-таки несколько более культурный и порядочный, не такой как в анекдотах», — говорит режиссер постановки Ирина Мякишева.

Стоит напомнить, что впервые гусарского поручика Ржевского на сцену вывел драматург Александр Гладков в пьесе «Питомцы славы» (1940 г.). Произведение про удалого гусара стало популярным и даже транслировалось в виде радиопостановки между сводками с фронта в осажденном Ленинграде, игрались спектакли по этому материалу и на фронтовых сценических площадках, а уже после войны, под названием «Давным-давно», спектакль по этой пьесе был поставлен во многих театрах СССР. В 1952 году Иркутский театр музыкальной комедии тоже делал по мотивам этого произведения свою версию — под названием «Голубой гусар» (по цвету военной формы поручика).

Второй всплеск народной любви к Ржевскому случился с выходом на экраны картины «Гусарская баллада» режиссера Эльдара Рязанова. После этого фильма Ржевский стал героем анекдотов и закрепился в сознании народа уже как фольклорный персонаж, пока в 2005 году в Санкт-Петербурге не был снят мини-сериал «Подлинная история поручика Ржевского». Он-то и лег в основу новой волны постановок о гусарском поручике. Известный театральный композитор Владимир Баскин предложил сценаристам написать либретто для музыкального спектакля — с романсами, лирическими ариями, частушками и бравурными маршами, на что те с радостью согласились. Получившийся материал пришелся по душе российским театрам, и теперь идет с аншлагами на многих сценах. Иркутские зрители, не успевшие посмотреть новую постановку на прошлой неделе, теперь имеют шанс увидеть ее только осенью, когда начнется новый театральный сезон.

Стоит добавить, что спектакль поставлен в основном на молодую часть труппы, которая играет свои роли с настоящим юношеским задором. Так, поручика Ржевского в разных составах играют артисты Михаил Лямин и Станислав Грицких; роль лучшего друга поручика — корнета Оболенского исполняют Егор Кириленко и Гейрат Шабанов, и не менее яркая роль отставного гусарского полковника Панина досталась Владимиру Антипову и Владимиру Яковлеву, которые тоже не отстают от молодых.

Антон Кокин