Полис, деньги и минздрав

Частные клиники в Приангарье борются с областным министерством за свое право работать в системе ОМС
Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области провело расследование и установило признаки нарушения Закона о защите конкуренции в действиях регионального Министерства здравоохранения. В апреле чиновникам выдано предупреждение. Казалось бы, должна последовать реакция. Но частные клиники по-прежнему жалуются на «дискриминационные условия и отсутствие прозрачности при распределении объемов предоставления специализированной и высокотехнологической медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области». В общем, главный вопрос: почему одни медучреждения (преимущественно государственные) из года в год получают средства фонда ОМС, а других все время отсекают? Интересно, какими критериями руководствуется соответствующая комиссия и почему в ней нет представителя частного медучреждения.

Человек должен иметь возможность реализовать свое право выбирать, где ему лечиться. И речь не о выборе между бесплатной государственной и частной клиникой, где все «модно», но за деньги. Частники говорят, что тоже очень бы хотели оказывать медицинскую помощь по полисам обязательного медстрахования, но все, как часто бывает, упирается в противодействие чиновников. И дело, возможно, даже не в личной позиции ответственных лиц, а в том, что в рамках существующей системы не так-то просто примирить интересы госучреждений и бизнеса. А кто страдает в итоге? Пациент.

Выбирать не приходится

Если помните, чуть больше полугода назад противостояние между иркутским минздравом и частными организациями вылилось в петицию, размещенную на www.change.org и адресованную министру здравоохранения России Веронике Скворцовой, губернатору Иркутской области Сергею Левченко и начальнику управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофею Нижегородцеву. Подписано обращение Байкальской ассоциацией медицинских организаций.

«Стоять в очередях в государственной клинике или же получать медицинскую помощь в современной частной клинике — это не вопрос финансового благополучия пациента, а вопрос в качестве работы медицинских чиновников! — заявили медики, претендующие на объемы по ОМС. — Наши клиники и медицинские центры хорошо оборудованы, у нас достаточно высококвалифицированного персонала, у нас комфортные палаты и отличное питание, и мы готовы к комплексному сопровождению пациентов. Нас устраивают государственные тарифы на оказание медицинской помощи. Средств, выделяемых по программе ОМС, вполне достаточно для достойной медицинской помощи всем категориям граждан. У нас есть все необходимые лицензии, и мы зарегистрированы в качестве участников системы ОМС. Но… Министерство здравоохранения Иркутской области игнорирует все наши попытки получить объемы медицинской помощи на 2017 год по профилям: травматология и ортопедия, хирургия, гинекология, терапия, сердечнососудистая хирургия, офтальмология, лучевая диагностика, УЗИ-диагностика, высокотехнологичная медицинская помощь по профилю травматология и ортопедия».

Недовольных оказалось много. Один конкретный пример не сложившегося взаимодействия областных властей и инициативной бизнес-структуры — из Ангарска.

Помощь не требуется

ООО «Просто лаборатория» вышло на министерство здравоохранения Иркутской области с идеей организовать в городе высокотехнологичный лечебно-реабилитационный центр для пациентов травматологического, ортопедического профиля. Клиника готова оказывать медицинскую помощь по восстановлению формы и функции межпозвонкового диска. Но в министерстве ответили, что «заявленная ООО «Просто лаборатория» потребность населения в медицинской помощи, в том числе высоко технологичной, не обоснована», рекомендовали проанализировать возможность участия медицинской организации в реализации терпрограммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части предоставления населению амбулаторных услуг.

Такой ответ компанию не устроил. Неудивительно! У нее своя специализация.

«Мы получаем немотивированные отказы в предоставлении заявленных объемов по причине невостребованности наших медицинских услуг, — рассказывает директор «Просто лаборатории» Елена Дыдыкина. — Но хочу обратить ваше внимание на тот факт, что работа нашей клиники оплачивалась бы только по факту оказания медицинской помощи. Если мы не нужны и пациент не идет, то средства ОМС к нам просто не поступят. Известно, что страховые компании, через которые фонд платит медицинским организациям, проверяют истории болезней пациентов: если помощь оказана не по показаниям, не по стандарту, если в ней не было потребности, она не будет оплачена». Получается, на честном рынке бизнес сам быстро может понять — востребованы его услуги или нет. Но честность и прозрачность — это пока из разряда пожеланий.

После отказа выделить объемы на высокотехнологичную помощь «Просто лаборатория» оспорила это решение в УФАС по Иркутской области. Тогда-то и появилось предписание в адрес минздрава. Компания подала заявку повторно, и ее рассматривала специально созданная рабочая группа, где, к слову сказать, преобладали чиновники и представители государственных учреждений. На рассмотрение был поставлен вопрос о возможности перераспределения объемов медпомощи между организациями. И ключевое слово здесь — перераспределение. Готовы ли медицинские организации, уже имеющие объемы ОМС, делиться ими с кем-то еще? Вопрос риторический. Слишком много во всем этом субъективного.

Потому предприниматели, работающие в сфере медицины, просят сделать процедуру отбора максимально понятной. В этом их поддерживает ФАС, служба обязала правительство области разработать и принять нормативный правовой акт, устанавливающий критерии распределения объемов ОМС. На стороне частных клиник и аппарат регионального бизнес-омбудсмена. По инициативе уполномоченного по правам предпринимателей в Иркутской области 21 июля на площадке областного минздрава состоялась встреча чиновников, руководителей государственных медицинских организаций и частных клиник.

Призрачная надежда на прозрачность

На обсуждение были вынесены два основных вопроса. Первый — изменение состава комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области. Второй — об установлении критериев распределения объемов предоставления медицинской помощи в Иркутской области, о сроках разработки соответствующего нормативного правового акта.

«Наша цель — установить прозрачную процедуру и ввести представителя частной медицины в состав комиссии, — говорит руководитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей в регионе Эвелина Секулович. — Очевидно, что один голос мало на что влияет, но зато бизнес будет видеть, что происходит на заседаниях этой комиссии и как принимаются решения. Хочу обратить внимание, что комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области есть, а регионального положения о ее работе нет. Почему? Может быть, потому, что при существовании такого документа решение комиссии можно было бы признавать незаконным через суд. Сейчас это достаточно сложно. Просто представьте: нет акта о том, как вообще функционирует эта комиссия и как делит огромные деньги. Я считаю, что мы просим немного и наши требования разумны. На самом деле положение, о котором идет речь, сыграло бы на пользу и самому минздраву. Меньше было бы поводов для упрека. Всегда можно показать, чем руководствовалась комиссия, на основании какого пункта действовала».

Несмотря на то, что представители минздрава за круглым столом пытались доказать, что действуют в правовом поле, аргументы Эвелины Секулович выглядели очень убедительными. Она ссылается на опыт других регионов и убеждена, что невозможно будет навести порядок и решить обозначенную проблему без принятия упомянутого положения о комиссии и проработки четких критериев, которые должны учитываться при распределении объемов предоставления медицинской помощи.

«Каждая медицинская организация, независимо от формы собственности, должна понимать, какие условия необходимо выполнить и каким критериям соответствовать, чтоб наравне со всеми другими медицинскими организациями принимать участие в территориальной программе», — объясняет Елена Дыдыкина.

Проще говоря, бизнес хочет знать единый алгоритм распределения объемов оказания медицинской помощи между медицинскими организациями всех форм собственности. Имея четкий ориентир, куда проще оценивать свои шансы и понимать, в каком направлении расти и развиваться.

Пока, к сожалению, складывается впечатление, что минздрав и бизнес — по разные стороны баррикад. Дискуссию за круглым столом сложно назвать конструктивной. Она часто переходила в плоскость «глухой защиты» и едких упреков — дескать, не достает частным клиникам профессионализма и ответственности, работают, думая больше о деньгах, чем о здоровье пациента, не понимают, чем они вообще могли бы заняться в системе ОМС.

В общем, вопросов и претензий друг к другу у медиков и чиновников много. Найти общий язык сложно. С другой стороны, то, что встреча в министерстве в принципе состоялась, — уже хорошо.

«Многие частные компании в возможность такого общения даже не верили, — призналась Эвелина Секулович. — Когда мы проводили первый круглый стол по этой острой проблеме, представители министерства на мероприятие вообще не пришли. Сейчас мы хотя бы услышали их позицию. На мой взгляд, она не совпадает с федеральной. На уровне федерации развитию частной медицины, ее поддержке уделяется очень большое внимание. А в Иркутской области, в отличие от той же республики Бурятия, до сих пор нет стратегии развития частной медицины. Вы видели, как госучреждения боятся, что у них заберут объемы. Но это конкуренция, и это нормально».

Чтобы конкуренция оставалась здоровой и не превращалась в войну, необходимо каким-то образом все-таки выстраивать диалог между всеми участниками такой непростой отрасли, как здравоохранение. Представитель аппарата бизнес-омбудсмена сообщила, что не раз на протяжении нескольких последних месяцев министру здравоохранения Иркутской области Олегу Ярошенко отправлялись письма с предложением создать профильную рабочую группу, но пока этот вопрос не решен.

Правда, в финале круглого стола заместитель министра Елена Голенецкая напомнила, что у частных и государственных клиник общая задача — сохранение здоровья. Она попросила всех присутствовавших представителей частных компаний оставить свои контакты для дальнейшего диалога. А главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областной онкологический диспансер» Виктория Дворниченко предложила провести следующую встречу с уполномоченным по правам предпринимателей и частными клиниками в ее медучреждении. Она подтвердила свою решимость познакомить представителей частных клиник с существующей законодательной базой и рассказать, какие виды помощи востребованы и с какими последствиями от некачественной диагностики приходится сталкиваться специалистам онкодиспансера.

Ольга Брайт