Покупателями не намоллено

В торговых центрах Сибири снижается посещаемость
Активность посетителей в торговых центрах Сибири снижается. На это влияют как уход иностранных брендов, так и падение доходов населения, считают аналитики. По их оценкам, совершив в марте отложенные ранее покупки, покупатели перешли к сберегательной модели, сократив свои траты. Торговые центры готовятся к затяжному периоду снижения покупательской активности и отмечают, что многие участники рынка потратили свои резервы еще во время коронавирусных ограничений.

Уход иностранных брендов и падение доходов населения снижают активность покупателей. Фото Олега Харсеева

В торговых центрах Сибири наблюдается постепенное сокращение посещаемости. Mall Index (отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров) по итогам первого квартала 2022 года оказался на 11% ниже аналогичного периода 2021 года, рассказали „Ъ‑Сибирь” в компании Focus Technologies. «При этом за период с 24 февраля по конец марта Mall Index уже был на 16% ниже показателей аналогичного периода 2021 года», — отмечают аналитики.

На это снижение не повлиял и всплеск активности покупателей в первой половине марта, который, как считают в Focus Technologies, был связан с заявлениями ряда иностранных брендов об уходе с российского рынка или о приостановке работы, а также с опасениями населения относительно роста цен. Этот подъем активности покупателей несколько смягчил снижение уровня Mall Index по итогам марта, полагают аналитики. О всплеске спроса в марте говорит и директор ТЦ «Зеленый» (Красноярск) Алена Игнатенко. «Торговые центры в регионе дольше, чем в Москве, находились под коронавирусными ограничениями. У нас только в марте отменили обязательное ношение масок, соблюдение социальной дистанции и наличие QR-кода для посещения ТРЦ. Люди пошли делать покупки, в том числе про запас», — говорит она. В пресс-службе Malltech (управляет ТРЦ «Аура» в Новосибирске, двумя ТРЦ «Планета» в Новокузнецке и в Красноярске) рассказали, что в марте рост посещаемости относительно показателей февраля составил 20%. «Мы связываем это, во-первых, с ажиотажным спросом на некоторые группы товаров и, во-вторых, с сезонным фактором. Спрос традиционно повышается в преддверии 8 марта», — сообщили в компании.

В апреле снижение активности покупателей продолжилось, говорят в Focus Technologies. На 14-й неделе (с 4 по 10 апреля) показатель Mall Index в сибирских ТЦ оказался на 19% ниже уровня показателя за аналогичную неделю 2021 года. Снижается как среднедневная аудитория ТЦ (в среднем за последние несколько недель на 5–10% ниже, чем в 2001 году), так и показатели средней длительности визита в ТЦ и количества посещенных за это время магазинов (-10–15%), отмечают аналитики. При этом посещаемость продуктовых магазинов в ТЦ оказалась сопоставима с прошлогодними показателями, тогда как в категории «электроника и бытовая техника» количество посетителей сократилось на 15–20%, в категории fashion retail совокупная посещаемость оказалась ниже до 25-30% и более.

«Ажиотажный спрос, возникший в конце февраля и в марте, сейчас прошел. Люди закупались техникой, одеждой — всем, что можно было купить до повышения курса, активно приобретались продукты длительного срока хранения, бытовая химия. Население потратило средства, в том числе отложенные», — говорит коммерческий директор ТРК «Ройял парк» (Новосибирск) Татьяна Богданова. В Focus Technologies считают, что сейчас потребители перешли к сберегательной модели поведения, снижая траты и сокращая количество визитов в ТЦ и магазины.

По оценкам аналитиков, с наибольшими вызовами столкнулись крупные торговые центры, которых коснулась ситуация с закрытием магазинов иностранных брендов. Mall Index таких объектов снизился в среднем на 20–25% в сравнении с прошлогодними показателями. В районных ТЦ, где «якоря» в основном продуктовые магазины, Mall Index снизился в среднем на 4–5%. «В „Ройял парке” только два арендатора, представляющих зарубежные бренды, приостановили работу, в „Голден парке” — один. На трафике это не отразилось», — говорит госпожа Богданова.

На ситуацию в торговых центрах будет оказывать влияние комплекс факторов — как макроэкономических, так и связанных с длительностью приостановки работы некоторых арендаторов, считают в Malltech. Участники рынка готовятся к кризисному году и затяжному периоду снижения покупательской способности, так как традиционное сезонное снижение количества посещений в торговых центрах сейчас накладывается на сокращение доходов населения на фоне роста цен, говорит Алена Игнатенко. «Торговые центры в 2020 и 2021 годах не были включены в перечень отраслей, пострадавших в период пандемии коронавируса. Многие истощили свои резервы за этот период, так как за свой счет поддерживали работоспособность арендаторов, предоставляя им скидки и рассрочки. Сейчас торговые центры включены в этот перечень. Однако мы мер поддержки пока не ощутили», — говорит она.

В связи с прекращением работы иностранных компаний основным направлением, которое нужно развивать, становится импортозамещение, говорит президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко. В первую очередь от государства нужна финансовая поддержка: гранты, льготные кредиты, пересмотр налоговых расчетов, считает он. «Для развития логистики также важна упрощенная процедура оформления таможенных документов. Для повышения узнаваемости брендов нужна помощь в организации выставок готовой продукции, льготная реклама», — говорит господин Москаленко. Эффективной мерой могло бы стать смягчение налогового бремени для участников рынка, выдача кредитов под адекватные ставки, считает госпожа Богданова. «Есть расходные статьи, которые торговые центры закладывают при формировании бюджета на год, сейчас они их сокращают, но совсем отказаться от запланированных трат невозможно. Нужны оборотные средства, которых не хватает, учитывая, в том числе, проблемы с платежами арендаторов, рост цен на материалы для текущего ремонта и т.д. Помощь государства безусловно нужна, как она была нужна и в пандемию», — считает она.

Оксана Павлова