Покатай меня, большая лошадка

Обычно людям, не привыкшим к общению с детьми-инвалидами, сложно с ними взаимодействовать из-за жалости и чувства неловкости. В конно-оздоровительном центре Фонда Тихомировых подобных ощущений не возникает. Когда видишь ребенка, с гордым видом едущего на лошади или просто с восторгом разглядывающего осанистое животное, понимаешь, что этот маленький человечек предельно счастлив, несмотря на свою болезнь.

Безопасность превыше всего

12 лет работы Фонда Тихомировых с лихвой доказали, что верховая езда значительно улучшает физико-психическое состояние маленьких подопечных; у некоторых даже полностью снимается инвалидность. Сегодня в конно-оздоровительном центре фонда реабилитацию с помощью иппотерапии проходит около 50 детей.

Управляющая фондом Ольга Тихомирова рассказывает, что занятия иппотерапией рекомендованы при многих болезнях и недугах: при ДЦП, различных формах нарушения интеллекта и психоэмоциональной сферы (аутизм, неврозы), поражениях органов чувств, послеоперационной реабилитации, искривлении осанки. Противопоказаний же значительно меньше: иппотерапией нельзя заниматься во время обострений хронических заболеваний, при сколиозе в сложных степенях, эпилепсии и некоторых других недугах. При определенных заболеваниях нужно ограничить ряд выполняемых на лошади упражнений: например, «сердечникам» нежелательно использовать очень энергичный аллюр (вид походки лошади) «рысь».

Вопрос, в чем же заключается секрет целебного действия иппотерапии, занимает ученых уже много лет. В мире даже были попытки разработать специальные тренажеры, которые имитируют конные тренировки, но их эффективность несравнима с иппотерапией. «Во время наших занятий важен психоэмоциональный фактор; ребенок общается с лошадью, иногда она даже становится его проводником в социальный мир. Многие дети, имеющие аутизм, задержки в психо-речевом развитии, начинают активно взаимодействовать с окружающими. Те ребята, которые до занятий совсем не говорили, постепенно произносят отдельные слова, а затем и целые предложения; часто у них полностью восстанавливается нарушенная речевая функция», — рассказывает Ольга Тихомирова.

Как правило, дети занимаются от одного до трех раз в неделю, длительность каждой тренировки — от 15 до 40 минут. «Во время иппотерапии дети получают большую нагрузку и впитывают огромное количество информации, поэтому увеличивать время занятий не только нецелесообразно, но и опасно: перенапряжение и сильная усталость могут спровоцировать ухудшение состояния», — объясняет Ольга Тихомирова.

На каждого ребенка лошади оказывают практически магическое воздействие, но реальные результаты проявляются у всех по-разному. Например, у детей с ДЦП первые улучшения можно заметить только через несколько месяцев регулярных занятий; у гиперактивных ребят или с задержкой в развитии — уже через несколько уроков. У детей с диагнозом «дисплазия тазобедренного сустава» через полтора-два года занятий иппотерапией, бывает, полностью снимается инвалидность. По крайней мере, по данным фонда, пятеро ребят с этим диагнозом уже стали полностью здоровыми благодаря реабилитации с помощью верховой езды.

«За 12 лет работы нашего фонда в Иркутске мы ни разу не столкнулись с проблемой противодействия врачей. Наоборот, все дети приходят на занятия с направлениями от докторов. Просто некоторые медики просто еще не знакомы с методикой иппотерапии, поэтому они относятся к ней с опаской или предубеждением. Но о ярых противниках такого способа реабилитации в Иркутской области я никогда не слышала. Более того, этот метод уже несколько лет успешно применяется в государственном реабилитационном центре «Сосновая горка» в Зиминском районе. А вот наши коллеги из других регионов, к сожалению, сталкиваются с проблемой неверного восприятия иппотерапии», — комментирует Ольга Тихомирова.

Главный принцип работы фонда Тихомировых — это обязательное соблюдение всех мер безопасности. «Мы обеспечиваем все, что в наших силах, но полностью гарантировать безопасность для детей от лошадей — больших и очень сильных животных, поведение которых в очень редких случаях может быть непредсказуемо, — не способен никто. Поэтому все родители при принятии решения о начале занятий пишут расписку о том, что они предупреждены о возможной опасности верховой езды. Хотя уровень травматизма у нас ниже бытового: бывают падения, легкие сотрясения мозга; всего несколько раз за все 12 лет нашей работы были не опасные для жизни травмы», — делится главный тренер фонда Анастасия Тихомирова. Во время занятий с каждым ребенком работают коновод, ведущий лошадь, и инструктор; при необходимости к ним присоединяется еще и страховщик. Если занятие проводится с совсем маленьким ребенком (иппотерапия показана детям от двух лет; в некоторых случаях, например при ДЦП, даже с полутора лет), то инструктор садится верхом вместе с малышом.

В фонде Тихомировых есть особые требования к лошадям: они должны быть невысокого роста — до 155 см, в возрасте старше семи лет; по половой принадлежности — мерины (кастрированные жеребцы), на втором месте по предпочтению — кобылы, жеребцы — в исключительных случаях. Кроме того, для иппотерапии подходят только абсолютно здоровые, хорошо выезженные животные с правильными ритмичными движениями. Этим характеристикам соответствуют десять лошадей конно-оздоровительного центра фонда, которые задействованы в иппотерапии.

В некоторых организациях для реабилитации используются пони: специалисты объясняют, что амплитуда движений небольшого животного хорошо подходят для маленьких детей. «Мы придерживаемся противоположного мнения: у пони менее амплитудные, более жесткие движения, напоминающие механическую машинку. Амплитуда движений большой лошади очень эффективна для всех людей, независимо от их возраста и роста. Поэтому мы не используем пони для иппотерапии», — разъяснила Ольга Тихомирова.

«Я хороший всадник. И соревнования уже выигрывал»

15 ноября в конно-оздоровительном центре, расположенном в селе Грановщина, по инициативе Фонда Тихомировых прошла межрегиональная конференция «Актуальные вопросы развития услуг лечебной верховой езды и адаптивного конного спорта в Сибири и восточной части России». Во время мероприятия состоялись открытые занятия по верховой езде для детей и мастер-классы по иппотерапии.

Дети с нарушениями интеллекта, которые обучаются в общественных организациях «Семейная усадьба» и «Прибайкальский талисман», даже несмотря на холод, с нетерпением ждали своей очереди покататься на лошадях. Ребята садились на животных с помощью специальной лестницы; не всем удавалось это сделать с первого раза.

Восьмилетний Данил, по описанию его мамы Елены, как истинный ковбой, держится за лошадь одной рукой. Это была его вторая поездка верхом, и он совсем не боится. Другой же мальчик чуть постарше, Витя, наоборот, идет на тренировочную площадку буквально со слезами на глазах — он остерегается не то что сесть на лошадь, а даже приблизиться к ней. Пока Витя играет со своими варежками, чтобы не замерзнуть, к началу старта преждевременно возвращается его товарищ Коля. Из-за того, что мальчик баловался во время катания на лошади, поездку верхом пришлось прекратить. Исполнительный директор реабилитационного центра «Семейная усадьба» Серафима Мельник не растерялась: она предложила развеселившемуся мальчику пройти пешком, «как коняжка», маленький кружок.

Как рассказывает Ольга Тихомирова, первая реакция детей на лошадей во многом определяет особенности методики, по которой необходимо работать с тем или иным подопечным. Если ребенок сильно, вплоть до истерик, боится лошади, нужно дать ему возможность постепенно привыкнуть к этому животному: поводить его по конюшне, дать погладить коня. В некоторых случаях на лошадь садятся мама или папа ребенка — когда малыш увидит, что на этом животном сидит близкий ему человек, он сразу же успокоится.

Дома родителям рекомендуется включать детям мультики и фильмы о лошадях, показывать картинки с этими животными.

Другая работа предстоит с теми ребятами, у которых заниженное чувство опасности или его нет вовсе. Такие дети совсем не чувствуют, что могут упасть с лошади, и поэтому во время занятий нужно акцентировать внимание подопечных на правилах поведения в конюшне и на лошади; ребят нужно дополнительно подстраховывать. И с помощью специальных «приемов» постараться «включить» у ребенка необходимое ему чувство самосохранения.

На территории крытого манежа конно-оздоровительного центра проходили мастер-классы по иппотерапии. Инструкторы выполняли со своими подопечными ряд упражнений и комментировали происходящее присутствующим. Семилетний Гордей, который занимается в конном центре уже третий год, делал упражнения по вольтижировке — мальчик верхом на лошади изображал ласточку, менял положение ног, разворачивался, растягивал мышцы. Так как у ребенка есть трудности со счетом, во время некоторых заданий Гордей считал вслух — это для того, чтобы он научился делать это неосознанно, не задумываясь.

«У Гордея психо-речевая задержка в развитии. Еще несколько месяцев назад ему было сложно координировать свои движения. Раньше у Гордея сильно проявлялись еще и черты аутизма — он совсем не смотрел людям в глаза, с трудом вступал в контакт. Иногда приходилось долго теребить его для того, чтобы привлечь внимание. Сейчас же он очень общительный и обаятельный мальчик», — рассказывает Анастасия Тихомирова. Когда корреспондент ВФ стояла в игровой комнате, кто-то неожиданно стал ее обнимать. Оказалось, что это Гордей, — мальчик достиг таких успехов, что даже не верится, что раньше он был совершенно другим. Сейчас Гордей уже умеет самостоятельно управлять лошадью, он ездит и рысью, и галопом.

С другим мальчиком — Артемом — было продемонстрировано занятие по методике «иппо-арт-терапии». Ребенку с ДЦП предложили украсить гриву лошади разноцветными помпонами и даже нарисовать рисунок, сидя верхом задом наперед.

«Иппо-арт-терапия развивает мелкую моторику и цветовосприятие, она позволяет отделить в сознании ребенка личность тренера от лошади — некоторые дети воспринимают их как единое целое. Кроме того, благодаря иппо-арт-терапии ребенок отвлекается от того, что едет на лошади, и расслабляется — это необходимо для более эффективного выполнения физических упражнений во время занятий иппотерапии», — комментирует Анастасия Тихомирова. После того как каждый ребенок позанимается на лошади, он кормит ее хрустящей морковкой — так инструкторы воспитывают в детях чувство благодарности и теплоты по отношению к животным.

Следующим на «сцену» вышел десятилетний Дима, у которого инвалидность по причине интеллектуальных нарушений. По его уверенному виду и твердому шагу было понятно, что перед нами уже опытный всадник. Когда Дима увидел большое количество смотрящих на него людей, он спросил у инструктора: «Я выступать буду?» — а во время рассказа Ольги Тихомировой о нем он сам вполголоса рассказывал про свои победы на различных соревнованиях. «В Красноярске я второе место занял», — с чувством собственного достоинства поделился мальчик.

Все задания Дима выполнял полностью самостоятельно: ездил верхом «змейкой», переходил через ворота, разворачивал лошадь в нужном направлении; спортивные упражнения на своих любимых аллюрах «рысь» и «галоп» он не сделал лишь потому, что тренер побоялся, как бы лошадь не задела во время резвых движений людей, стоящих у стенок ипподрома.

После мастер-классов родители детей делились своими впечатлениями об иппотерапии. Все они были на вид очень счастливыми и гордыми за своих любимых чад. «Но так бывает не всегда, — рассказывает Ольга. — На самом деле большинство родителей таких детей находятся в сложном, часто стрессовом состоянии, все они, впервые столкнувшись с проблемами своих детей, получили серьезную психологическую травму. И немногие из них справляются с этим самостоятельно».

Каждый из родителей ведет себя по-разному: много таких, кто проявляет гиперопеку по отношению к своему чаду, желает сделать для него как можно больше. Некоторые мамы и папы пробуют на своих детях самые различные методики, иногда даже противоречащие друг другу. Например, отец одного ребенка, искренне желая блага для своего парнишки, после занятий иппотерапией, целью которых было снятие перенапряжения мышц, ходил с ним в тренажерный зал, где получал обратный результат. Другие родители, несмотря на то что безумно любят своих детишек, стесняются их, стараются не афишировать их недуги и избегать публичности. Такая подсознательная изоляция ребенка от общества, по мнению Ольги Тихомировой, мешает его полноценной социализации и общению со сверстниками. «Но при этом есть и очень осмысленные родители, которые выполняют дома все предписанные нами рекомендации и, что крайне важно, доверяют нам. Многие из них разделили увлечение своих детей и сами занялись верховой ездой. Успехи, которых достигают на занятиях их дети, очень помогают родителям поверить в хорошее будущее для ребятишек и начать жить нормальной полноценной жизнью», — добавляет Анастасия.

В конце нашего разговора Ольга высказывает опасение, как бы материал об иппотерапии не стал слишком большой рекламой фонду. «Дело в том, что после каждой публикации к нам поступает просто шквал звонков от родителей, в голосе которых звучит надежда на помощь. Но наши ресурсы ограничены, и больше 50 детей, с которыми мы занимаемся годами, мы принять, к сожалению, не можем. Иначе это уже будет профанация, пропадет индивидуальный подход к каждому ребенку (на занятия иппотерапией каждый специалист может принять не больше четырех-пяти детей в день — прим. авт.). Поэтому мы ежегодно проводим обучающие семинары в надежде на то, что кто-то когда-нибудь откроет в Иркутске еще один центр, подобный нашему», — поделилась управляющая Фондом Тихомировых. Чтобы осознать, насколько глобальное дело организовано в конно-оздоровительном центре, нужно добавить, что занятия проходят абсолютно бесплатно (родители тратятся только на дорогу к конному центру или сами привозят своих детей на машинах).

А пока Фонд Тихомировых по-прежнему остается единственным общественным благотворительным центром иппотерапии в нашем регионе

PDF номера

Мнение врача

Елена Старшинова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии ВСГАО: У иппотерапии, как и у любого другого метода, есть свои показания и противопоказания. В любом случае перед началом занятий нужно посоветоваться с врачом. Стоит отметить, что противопоказания бывают абсолютными (т.е. иппотерапией категорически нельзя заниматься), и относительными. В последнем случае использование этого метода возможно при соблюдении особых условий: всадник сидит на лошади в специальном корсете, в воротнике Шанца или находится в положении лежа. В некоторых случаях нужно уточнять диагноз: к примеру, при врожденном вывихе бедра с патологической подвижностью сустава занятия иппотерапией запрещены, а при дисплазии тазобедренного сустава они рекомендованы. Эффективность иппотерапии уже давно признана врачами, но этого способа реабилитации до сих пор нет в реестре официальных медицинских методов лечения. Это связано прежде всего со стоимостью иппотерапии — редкое государственное лечебное заведение могло бы себе позволить содержать конюшню со специально адаптированными лошадьми и со штатом инструкторов и коноводов.