Пока гель не разлучит нас
Стоимость ремонта после использования некачественного топлива недешева. Фото irkutskmedia.ru
Вредный АИ-95
автомобиля пропала динамика, на панели приборов загорелась лампочка Check engine, двигатель стал работать неустойчиво и иногда глохнуть — все это симптомы «отравления» некачественным топливом. Настоящая эпидемия подобных «отравлений» произошла в Иркутске в марте. Сталкиваясь с этим, владельцы автомобилей спешили в сервисные центры: на месте обнаруживалось, что в топливной системе все забито желеобразным веществом, или попросту гелем, желтого или прозрачного цвета. Представители сервисов до сих пор теряются в догадках, не могут найти каких-то закономерностей «заражения» автомобилей. «Ежедневно с гелем в бензобаке приезжали по два-три клиента, максимальное количество — 10 человек в день! Среди пострадавших мы не обнаружили никакой зависимости от марки автомобиля, года выпуска и пробега. Обращаются все: «японцы», «европейцы», «корейцы». Иногда это совсем свежие автомобили не старше 3-х лет с минимальным пробегом, иногда и более взрослые, — поделился наблюдениями руководитель смены мастеров и механиков автоцентра «Кузьмиха-сервис» Эдуард Фадеев. — Единственное, что их объединяет, то, что все использовали бензин с октановым числом 95 и 98. С 92-м бензином обращений не зафиксировано». При этом клиенты жаловались, что проблема возникает не сразу после заправки свежим топливом, а после того, как автомобиль проехал несколько десятков километров, затем постоял, и уже после очередного запуска начинаются «сюрпризы».
Стоимость ремонта после использования некачественного топлива недешева. Заплатить придется от 6 до 20 тыс. рублей. Эдуард Фадеев перечислил, что входит в стоимость: «Работа включает в себя точное определение неисправности, замену топливного фильтра, удаление остатков бензина и геля из бака и топливопровода, проверку и ультразвуковую чистку топливных форсунок, далее следует сборка, заправка свежим топливом и контрольная проверка работы двигателя». По времени весь ремонт займет примерно 2-3 часа.
Пока владельцы пострадавших автомобилей тратили свое время и деньги, жалобы на плохой бензин поступали отовсюду. «Основные жалобы среди клиентов были на заправки «ОМНИ», на бензин АИ-95», — перечислил предположительно ненадежные АЗС мастер цеха сервисного центра Mazda «Акцент-М» Антон Хаитов. Кроме того, список «плохих» заправок постоянно пополнялся комментариями на автомобильном форуме Иркутска. Те, кто всерьез хотел докопаться до истины, обратились в администрацию города. «С начала марта к нам поступило шесть обращений граждан с жалобами на причинение вреда автомобилю в связи с использованием некачественного бензина АИ-95. Причем большая часть потребителей связывает проблему с заправкой на «ОМНИ», в меньшей степени винят другие АЗС», — обратил внимание начальник отдела по защите прав потребителей департамента предпринимательства и развития потребительского рынка администрации Иркутска Виктор Низовцев. По заявке одного из потребителей провели исследование проб бензина АИ-95, отобранного из топливного бака автомобиля. «Все основные показатели топлива — плотность, фракционный состав, содержание серы, бензола, октановое число — соответствуют нормативным. Органолептический анализ показал наличие в топливе из бензобака взвешенных частиц в виде эмульсии прозрачного цвета. Причины появления частиц неизвестны», — раскрывает подробности экспертизы Виктор Низовцев.
Исследование топлива проводил областной центр стандартизации, метрологии и испытаний. «С начала года поступило более 40 проб бензина с похожими жалобами на его качество. Пробы продолжают поступать, — приводит статистику начальник испытательного центра ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области» Дмитрий Баженов. — В большинстве случаев бензин был забракован по одному показателю «внешний вид» — наличие взвешенных и осевших на дно посторонних примесей. В остальном топливо соответствовало требованиям ГОСТа и техническому регламенту Таможенного союза». Как пояснили в областном ЦСМ, руководствуясь своими полномочиями и технической компетентностью, центр не проводит исследовательские работы по установлению химической природы посторонних примесей, присутствующих в нефтепродуктах. Получается, что потребители, даже заказав экспертизу, не смогут выяснить, какие вредные вещества попали в АИ-95.
Причины у всех свои
До сих пор нет четкого понимания, откуда в Иркутске появился некачественный бензин. Звучат разные предположения, но, какое из них ближе к истине, понять сложно. Своими рассуждениями поделился председатель правления Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов: «Это не проблема заводов, которые производят топливо, они несут ответственность за качество товара и на мелкие пакости не пойдут. Возможно, это дело рук предпринимателей, которые склонны к получению прибыли незаконным путем. Берут, например, нормальный бензин АИ-92 и в него добавляют дешевые присадки, повышающие октановое число до 95, и бензин в итоге продают, как АИ-95».
Своими выводами о причинах бензиновой «эпидемии» поделился технический директор «Мерседес-Центр Иркутск» Евгений Белый: «Возможно, образование геля связано с перепадом температур. В марте дневные температуры были выше нуля, а ночью — опускались до минус 10. Сейчас на улице потеплело, и количество случаев с образованием геля в бензобаках уменьшилось». Но, чтобы клиенты и их автомобили не пострадали, Мерседес-Центр несколько недель назад специально провел смс-рассылку с призывом быть внимательными при выборе АЗС и сохранять чеки после заправки. «Конкретные заправки не называли, это не в наших полномочиях, это выбор каждого владельца автомобиля, нам важно было предупредить», — рассказал Евгений Белый о задачах смс-оповещения.
Похоже, что массовое беспокойство автомобилистов дало свои плоды. А может, и вправду повлияло повышение температуры воздуха. Тем не менее в истории с плохим бензином в Иркутске наметились положительные сдвиги. За последние две недели сократилось количество обращений в сервисные центры — в среднем на 30%. «У нас уже недели две не было ни одного случая с гелем», — комментирует общий спад по числу обращений Антон Хаитов. Кроме того, в дилерский центр Mazda «Акцент-М» обращались сотрудники одной из топливных компаний, они выдали телефон доверия, по которому можно сообщать о некачественном топливе на их заправках. Крупные участники рынка всерьез озаботились контролем качества. Антон Хаитов рассказал, что им даже предлагали собирать пробы геля, которые можно передавать на исследование. «Мы искренне надеемся, что проблема решится как можно быстрее, так как страдает не только топливная система. — Эдуард Фадеев не делает точных прогнозов. — Как известно, некачественное топливо напрямую влияет на срок службы моторного масла, и я думаю, что наличие геля в топливе этот срок сократит, после чего масло может потерять все свои полезные свойства и закоксоваться, не отработав рекомендуемый интервал времени — все это может закончиться выходом двигателя из строя. Доказать, что было причиной поломки, потом крайне сложно».
Чтобы не попасть в историю с некачественным бензином, владельцам авто дают простые, но универсальные советы. «Порекомендовал бы иметь постоянную заправку, которой водитель доверяет, заправляться на ней одной, не менять ее, если автомобиль хорошо себя чувствует после заправки. И обязательно — сохранять чеки, которые являются прямым доказательством того, что вы заправлялись на этой АЗС», — дает напутствие автолюбителям Алексей Шабанов.
История с открытым финалом — иначе про «эпидемию» плохого топлива в Иркутске не скажешь. Виновные в массовом выходе из строя сотен автомобилей не найдены. Кто должен нести ответственность за многотысячные траты автомобилистов? Значит, нет гарантии, что в новом холодном сезоне — осенью этого года — на сервисах Иркутска вновь не выстроятся очереди из пострадавших автомобилистов.
Госконтроль за соблюдением требований к автомобильному бензину и дизельному топливу на территории региона осуществляется отделом госнадзора по Иркутской области СМТУ Росстандарта. Инспекция руководствуется нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 013/2011.
В соответствии со ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, продавцом требований технических регламентов) при производстве, реализации, эксплуатации и хранении бензина или дизельного топлива предусмотрены административные штрафы в отношении лиц, которые допустили нарушения; для должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей, для юридических — от 100 до 300 тыс. рублей.
«С начала 2015 года в Иркутске за несоответствие реализуемой продукции требованиям технического регламента были наказаны две АЗС — ООО «АС-ОЙЛ» и ООО «Стандарт» за нарушения качества топлива и несоответствие информации для потребителей в кассовом чеке, на информационных стендах, на топливно-раздаточных колонках, соответственно», — отметила начальник отдела госнадзора по Иркутской области СМТУ Росстандарта Лариса Семушкина.
В прошлом году из-за реализации некачественного топлива Арбитражным судом были признаны виновными восемь АЗС Иркутска, принадлежащие ООО «Система АЗС», ООО «АС-ОЙЛ», «ОСН-Иркутск», ООО «СФЕРА» и ИП Дорощенко. Владельцы АЗС были привлечены к административной ответственности.
В настоящее время инспекция проводит порядка 10 проверок. В списке отдела госнадзора по Иркутской области СМТУ Росстандарта не только АЗС Иркутска, но и заправки в других городах области, например, — в Усолье-Сибирском.