Поэзия высокого штиля
Выставки иркутского художника Владимира Тетенькина традиционно собирают большое количество посетителей. Фото Евгения Козырева
Одному из выдающихся художников Иркутска Владимиру Тетенькину исполнилось 80 лет еще в прошлом году. Однако собрать такую обширную экспозицию удалось только сейчас. В ней представлены более 60 живописных работ: пейзажи, портреты, натюрморты; впервые выставлена графика — более 20 карандашных рисунков. Чтобы насладиться всем великолепием классического русского реализма настоящего мастера, понадобится не один час. «Его манеру ни с кем не спутать, — говорит председатель иркутского отделения Союза художников РФ Александр Муравьев, — он такой единственный и неповторимый. Вот писать так серый пейзаж, как он это делает, столько находить оттенков — это потрясающе! Я сейчас шел и думал, как мне в трех словах сформулировать главные его качества, и только сейчас понял: талантливость, оптимизм и артистизм».
Парадоксально, но именно оптимизм и артистизм не позволили автору присутствовать на открытии собственной выставки. «Он просто не захотел, чтобы его беспомощность наблюдали зрители», — говорит искусствовед Тамара Драница. В силу возраста и болезни уже нарушен вестибулярный аппарат, и мастер уже три года не пишет картин, но, как рассказала Тамара Драница, «он признался, что во сне рисует картины, засыпает и продолжает писать, это, конечно, горькое, но какое-то великое признание».
Несмотря на то, что художник лично не присутствовал на открытии собственной выставки, сотрудники музея постарались, чтобы общение со зрителем все же произошло. Так в зале появился телевизор и DVD-проигрыватель, и все собравшиеся увидели и услышали обращение автора. В нем он пожелал всем большого здоровья и сказал, что самое главное в жизни — найти себя в чем-нибудь. В том, что он нашел себя на сто процентов, сегодня никто не сомневается. Искусствоведы называют его выдающимся русским живописцем второй половины ХХ века и добавляют: «это даже не иркутская величина, не сибирская, а… наша гордость».
Самое трудное, по словам Тамары Драница, заключалось в том, чтобы собрать экспозицию. «У него мастерская почти пуста. Он безалаберно щедрый человек. Мало того, что он очень много дарил, но еще и, не раздумывая, отдавал свои работы за бесценок, — рассказывает искусствовед. — Поэтому десятки, сотни полотен где-то путешествуют. Хорошо, что есть несколько десятков в музеях Сибири. В художественном музее 18 работ, есть в Норильске, Саянске».
В творчестве Владимира Тетенькина чаще всего на первое место ставят его пейзажи, художника даже называют «сибирским Левитаном», но это какое-то случайное и не очень правильное сравнение, считает Тамара Драница: «У него одинаковы по весовой категории пейзаж, портрет и натюрморт. Портреты, конечно, — это живописные шедевры. Я даже не могу сказать, как тут возникает диалог между художником и моделью. Он не делил людей на элиту и простых людей, маска повседневности уходила, и возникал такой человек, каким он должен быть по своей природе. Ну а природа, что говорить — живописное чудо, абсолютный блеск. Я наблюдала, как он пишет — у нас есть кинохроника — природа сама перетекает на холст, я не понимаю, как это можно было руками делать».
Экспозиция Владимира Тетенькина будет работать до конца марта, а по окончании выставки выйдет академически изданный большой альбом художника. Как рассказывают составители, в нем будет очень много прямой речи самого автора, расшифрованной по старым записям, журналистские статьи, размышления иркутских писателей, полная библиография, и, конечно, репродукции картин. «Это будет подарок всем любителям живописи, и ему, конечно, потому что у него за всю жизнь не выходило ни одного каталога, — говорит искусствовед Тамара Драница. — А все потому, что он всегда излишне скромно относился к себе».
Антон Кокин