Поэзия высокого штиля

в живописи Владимира Тетенькина
Юбилейная выставка заслуженного художника России Владимира Тетенькина открылась в Иркутском художест­венном музее. Она занимает почти весь второй этаж отдела сибирского искусства и, по словам работников музея, является бесценным подарком для города.

Выставки иркутского художника Владимира Тетенькина традиционно собирают большое количество посетителей. Фото Евгения Козырева

Одному из выдающихся художников Иркутска Владимиру Тетенькину исполнилось 80 лет еще в прошлом году. Однако собрать такую обширную экспозицию удалось только сейчас. В ней представлены более 60 живописных работ: пейзажи, портреты, натюрморты; впервые выставлена графика — более 20 карандашных рисунков. Чтобы насладиться всем великолепием классического русского реализма настоящего мастера, понадобится не один час. «Его манеру ни с кем не спутать, — говорит председатель иркутского отделения Союза художников РФ Александр Муравьев, — он такой единственный и неповторимый. Вот писать так серый пейзаж, как он это делает, столько находить оттенков — это потрясающе! Я сейчас шел и думал, как мне в трех словах сформулировать главные его качества, и только сейчас понял: талантливость, оптимизм и артистизм».

Парадоксально, но именно оптимизм и артистизм не позволили автору присутствовать на открытии собственной выставки. «Он просто не захотел, чтобы его беспомощность наблюдали зрители», — говорит искусствовед Тамара Драница. В силу возраста и болезни уже нарушен вестибулярный аппарат, и мастер уже три года не пишет картин, но, как рассказала Тамара Драница, «он признался, что во сне рисует картины, засыпает и продолжает писать, это, конечно, горькое, но какое-то великое признание».

Несмотря на то, что художник лично не присутствовал на открытии собственной выставки, сотрудники музея постарались, чтобы общение со зрителем все же произошло. Так в зале появился телевизор и DVD-проигрыватель, и все собравшиеся увидели и услышали обращение автора. В нем он пожелал всем большого здоровья и сказал, что самое главное в жизни — найти себя в чем-нибудь. В том, что он нашел себя на сто процентов, сегодня никто не сомневается. Искусствоведы называют его выдающимся русским живописцем второй половины ХХ века и добавляют: «это даже не иркутская величина, не сибирская, а… наша гордость».

Самое трудное, по словам Тамары Драница, заключалось в том, чтобы собрать экспозицию. «У него мастерская почти пуста. Он безалаберно щедрый человек. Мало того, что он очень много дарил, но еще и, не раздумывая, отдавал свои работы за бесценок, — рассказывает искусствовед. — Поэтому десятки, сотни полотен где-то путешествуют. Хорошо, что есть несколько десятков в музеях Сибири. В художественном музее 18 работ, есть в Норильске, Саянске».

В творчестве Владимира Тетенькина чаще всего на первое место ставят его пейзажи, художника даже называют «сибирским Левитаном», но это какое-то случайное и не очень правильное сравнение, считает Тамара Драница: «У него одинаковы по весовой категории пейзаж, портрет и натюрморт. Портреты, конечно, — это живописные шедевры. Я даже не могу сказать, как тут возникает диалог между художником и моделью. Он не делил людей на элиту и простых людей, маска повседневности уходила, и возникал такой человек, каким он должен быть по своей природе. Ну а природа, что говорить — живописное чудо, абсолютный блеск. Я наблюдала, как он пишет — у нас есть кинохроника — природа сама перетекает на холст, я не понимаю, как это можно было руками делать».

Экспозиция Владимира Тетенькина будет работать до конца марта, а по окончании выставки выйдет академически изданный большой альбом художника. Как рассказывают составители, в нем будет очень много прямой речи самого автора, расшифрованной по старым записям, журналистские статьи, размышления иркутских писателей, полная библиография, и, конечно, репродукции картин. «Это будет подарок всем любителям живописи, и ему, конечно, потому что у него за всю жизнь не выходило ни одного каталога, — говорит искусствовед Тамара Драница. — А все потому, что он всегда излишне скромно относился к себе».

Антон Кокин