Подрядчиков ставят в гарантийные рамки

Перекресток улиц Боткина и Джамбула — один из самых оживленных в Иркутске. Именно через него проходит значительная часть маршрутов с правого берега на левый, а также большинство машин и общественного транспорта, следующих из Ленинского округа. В общем, место знаковое как для автомобилистов, так и «безлошадных» граждан. В этом году оно к тому же обзавелось еще одним статусом, войдя в двадцатку участков, отремонтированных хуже остальных. К счастью, в этом состоянии перекресток пробудет недолго — уже через месяц ответственный за него подрядчик по настоянию администрации Иркутска исправит все выявленные недочеты.

Осмотром подобных участков, на которых происходил ремонт в прошлом и позапрошлом годах и где раньше положенного срока появились дефекты, накануне в рамках выездного совещания совместно со специалистами комитета городского обустройства и руководителями подрядных организаций занимался мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Всего, по данным городской администрации, за счет подрядчиков будет отремонтировано боле 20 таких мест. В их числе участки на улицах Маяковского, Академическая, Профсоюзная, Лермонтова, Красноармейская, Сергеева, Советская, Желябова, Байкальская и другие. Как уточняет заместитель мэра — председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Евгений Дроков, ремонт будет производиться в рамках гарантийных обязательств.

Евгений Дроков пояснил, что в 2014-2015 годах 13 подрядными организациями проводились работы на 109 участках. После обследования улиц, где выполнялся ремонт, выявлен ряд дефектов, которые подрядчики должны устранить до 1 июня. Причем уже в дни майских праздников они обязаны ликвидировать образовавшиеся крупные выбоины. Работы ведутся в настоящее время.

Так называемый гарантийный ремонт — практика неновая и широко применяется по всей России. Сложность ситуации состоит в том, что в некоторых случаях подрядчики пытаются уклониться от своих обязательств.

В итоге органы власти вынуждены затевать долгие судебные процессы, во время которых дороги так и стоят без ремонта. Так, в Воронеже в настоящее время разгорается скандал — там подрядчики, ссылаясь на плохие погодные условия, на месяц сорвали график проведения гарантийного ямочного ремонта. Кстати, местные власти и подрядчики уже не в первый раз оказываются в центре громких событий. Жители города, доведенные едва ли не до отчаяния отвратительным состоянием трасс, провели в этом году необычную акцию протеста — засыпали ямы деньгами (в основном монетами — АН) и высаживали в них цветы.

В Нижнем Тагиле местные власти пытаются разыскать через соответствующие органы компанию, которая еще четыре года назад сделала некачественный ремонт дороги и уклоняется сейчас от выполнения гарантийных обязательств. Аналогичные ситуации наблюдаются и во многих других городах.

Что же касается Иркутска, то предпосылок к возникновению подобных скандалов пока не возникло. «Уверен, что строители дорожат своей репутацией и к своим обязательствам отнесутся ответственно. Администрация города будет следить за ходом и сроками работ. Не менее важен и общественный контроль. Принципиальная позиция — открытая мэрия, вовлечение горожан в решение городских задач. По желанию ТОСов, инициативных граждан мы можем включить в состав комиссии, которая будет принимать работы», — предложил Дмитрий Бердников в ходе выездного совещания.

Стоит отметить, что идея привлечения инициативных граждан к контролю над выполнением дорожно-ремонтных работ может оказаться весьма эффективной. Помимо Иркутска подобную инициативу решили реализовать еще в ряде городов. Так, например, в Ижевске планируется создать виртуальную карту гарантийных дорог, где все желающие смогут посмотреть, кто и когда их отремонтировал. Дороги на карте раскрасят разными цветами для удобства. Представители местных властей отмечают, что это будет удобный и наглядный инструмент, позволяющий контролировать состояние дорог и потраченные на них бюджетные средства.

Впрочем,

Несмотря на то, что в Иркутске пока ни один подрядчик не пытается увильнуть от своих гарантийных обязательств, специалисты городских властей стараются держать их в рамках жестких правил.

Это касается в первую очередь технологий устранения неисправностей.

«У нас существует однозначное требование — между вырезанием поврежденного участка асфальтобетона и укладкой нового покрытия должно пройти не более суток, максимум 36 часов, — подчеркивает заместитель председателя комитета городского обустройства администрации Иркутска Михаил Малыхин. — Требование связано с тем, чтобы люди не были вынуждены ездить по поверхности вырезанных карт, подвергая разрушению и нижние слои асфальтового покрытия. Все подобные случаи мы фиксируем, подрядчики, допускающие подобное, могут подвергнуться штрафным санкциям. Считаю, что дорожные компании должны четко планировать график своих работ».

По его словам, работы в рамках гарантийного ремонта мэрия Иркутска рекомендует проводить в ночное время. Это позволит соблюсти требование о минимальном времени между вырезкой и укладкой асфальта, а также не помешает дорожному движению на наиболее интенсивных участках.

По оценке директора МУП «Иркутскавтодор» Михаила Чайковского, качество ранее выполненных подрядчиками дорожных работ в среднем можно назвать удовлетворительным. В Иркутске в течение 2014 и 2015 годов было отремонтировано 309 тыс. кв. метров дорог. В настоящее время 10 тыс. кв. метров из них, или около 4% от общего объема, подлежат гарантийному ремонту.

«Вместе с тем существует другой важный вопрос. По-настоящему крупные ремонты в нашем городе выполнялись шесть-семь лет назад. Это среднее время службы любой дороги. Таким образом, к этому году назрела необходимость вновь заниматься серьезным ремонтом большинства основных магистралей. Учитывая, что в предыдущие годы городская казна не могла себе позволить выделять средства на дороги в полном объеме, сейчас требуются значительные вливания. Городская администрация в настоящее время решает данный вопрос», — добавляет Михаил Чайковский.

Александр Потапов

В контексте
Книга «рецептов» для иркутского асфальта

Новые технологии планируется использовать при проведении дорожных работ в Иркутске. Об этом сообщил директор МУП «Иркутскавтодор» Михаил Чайковский в ходе посещения мэром Иркутска Дмитрием Бердниковым асфальтобетонного завода. В поездке на предприятие также приняли участие председатель думы Иркутска Ирина Ежова и депутаты городской думы.
По словам Михаила Чайковского, в настоящее время совместно с Иркутским национальным исследовательским университетом проводится подбор рецептов асфальтобетона на модифицированном битуме для проведения асфальтирования на одном из участков в областном центре.
«Резко континентальный климат нашего региона плохо сказывается на продолжительности службы асфальтобетонных покрытий: в жаркую погоду появляются деформации, волны, колея; в холодную — трещины, выбоины. Необходимо проведение мероприятий для продления службы асфальтобетона. Одной из наиболее эффективных мер является производство асфальтобетонных смесей на основе модифицированного битума, применение которого приводит к изменению свойств асфальтобетона, увеличивает срок службы дорожного покрытия как минимум в два раза», — отметил руководитель «Иркутскавтодора».
Кроме того, одновременно ведется совместная работа с Иркутским государственным университетом по производству асфальтобетона с применением активированного минерального порошка. Технология позволяет улучшить свойства асфальтобетона и при этом позволяет снизить затраты на его производство.
Мэр и депутаты городской думы осмотрели асфальтобетонное производство, а также побывали в лаборатории качества. Завод оборудован высокотехнологичной установкой, ежесуточно он способен выпускать до 2,2 тыс. тонн асфальтобетона различных типов.