«Подорожник» прикладывают к бирже

Сеть уличных кофеен заявила о планах выйти на IPO в 2022 году
Сибирская сеть уличных кофеен и общепита «Подорожник» заявила о планах выхода на IPO. Компания намерена привлечь 1,9 млрд руб., которые направит на расширение. Через 2-3 года запланирована вторая эмиссия — на 3-4 млрд руб. О планах выхода на рынок IPO в ближайшие пять лет сообщает еще один игрок новосибирского рынка — сеть кондитерских «Кузина». Аналитики говорят о рисках бизнеса в сфере общепита в период пандемии и отмечают, что выручка около 800 млн руб. «Подорожника» пока недостаточно велика для публичной компании.

«Подорожник» планирует разместить на Санкт-Петербургской бирже 1,9 млн обыкновенных акций номиналом 1 тыс.руб. каждая. Фото Алексея Танюшина

Сибирская сеть уличных кофеен и стритфуда «Подорожник» сообщила о планах провести первое публичное размещение акций (IPO). Как рассказала президент компании Татьяна Фомина, презентация для инвесторов (роуд-шоу) пройдет в середине сентября. «Мы заявили эмиссию на 1,9 млрд руб. и получили регистрацию Центробанка о возможности продажи акций на эту сумму», — рассказала госпожа Фомина.

Торговая сеть «Подорожник» основана в 1995 году в Кемерове Татьяной Фоминой. Работает преимущественно в формате стритфуда. Сеть насчитывает 159 кафе и павильонов в Кемеровской области (114) и Новосибирске (45). Продукция под маркой «Подорожник» также распространяется через 900 точек сторонней розницы в других регионах Сибири. Производственный комплекс, площадью 5,5 тыс. кв. м, находится в Топках (Кемеровская область). Выручка компании в 2020 году, по данным госпожи Фоминой, составила около 800 млн руб.

По словам госпожи Фоминой, ПАО «Национальная сеть доступных кофеен «Подорожник«» планирует примерно через год разместить на Санкт-Петербургской бирже 1,9 млн обыкновенных акций номиналом 1 тыс. руб. каждая. Доходность по ним, по ее данным, составит 20%.

За счет привлеченных средств «Подорожник» рассчитывает в течение двух-трех лет выйти на рынки еще пяти регионов Сибири, начав с Красноярского края. В перспективе — Томская и Омская области, Алтайский край и Республика Алтай. «Как минимум, мы хотим прирасти в три раза. Хотелось бы не меньше 500 объектов в общей сложности», — уточнила старший вице-президент по производству, снабжению и логистике «Подорожника» Оксана Дунаевская. Количество точек в Новосибирске при этом должно увеличиться в 2-3 раза. Часть инвестиций, по словам госпожи Дунаевской, может быть направлена на закупку производственного оборудования. «Через 2-3 года после успешной реализации первой эмиссии акций, мы планируем делать вторую — 3-4 млрд руб. планируем привлечь. И тогда собираемся выйти либо в южные регионы страны, либо в Москву и Московскую область», — добавила госпожа Фомина.

Управляющий партнер сибирских сетей кондитерских «Кузина» и ресторанов «Нью-Йорк пицца» (NYP) Евгения Головкова новость о выходе «Подорожника» на IPO называет «преждевременной»: «Деталей по подготовке не раскрывается, а именно — факт акционирования, предоставление отчетности по МСФО, раскрытие финансовых данных по результатам аудита, не ясна юридическая структура компании и не понятен андеррайтер возможной сделки». По ее оценкам, сейчас ситуация в ресторанном бизнесе и, в частности в сегменте фастфуд, «не простая». Из-за ограничений в работе торговых центров, где расположена большая часть ресторанов быстрого питания, и перехода на дистанционное обучение и удаленную работу, выручка сети NYP, по данным госпожи Головковой, в 2020 году упала более чем в два раза, часть ресторанов пришлось закрыть.

«Кузина» осенью 2019 года провела листинг на 500 млн руб. и разместила пилотный транш облигаций на 55 млн руб., готовится размещение второго транша. По словам Елены Головковой, «Кузина» однозначно рассматривает перспективу выхода на рынок IPO средних компаний в ближайшие пять лет».

Тема IPO сейчас интересует инвесторов, поэтому шансы есть у большого числа компаний, отмечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, отмечая при этом, что выручка около 800 млн руб. «Подорожника» пока недостаточно велика для публичной компании. «Впрочем, речь идет о размещении через год, а к тому времени сеть может существенно вырасти», — не исключает он. В то же время эксперт говорит о том, что стритфуд — сегмент с очевидными рисками в период пандемии. «Помимо прочего, традиционные кафе и рестораны теснит онлайн, и они не столько наращивают число традиционных точек присутствия, сколько налаживают доставку», — говорит он. Сейчас такая инвестиционная идея выглядит «более подходящей для изучения институционалами, чем для массового инвестора».

Дарья Решетникова